Факторы, влияющие на эффективность финансового контроля
Необходимость проведения мероприятий стратегического аудита органами внешнего ГФК обусловлена среднесрочным планированием, наличием долгосрочных целевых программ, реализацией принципов бюджетной стратегии, а также расширением сферы стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях.
Сущность стратегического аудита, как и любого контрольного мероприятия, заключается в получении доказательств и подготовке на их основе комплексной оценки формирования и использования государственных ресурсов с точки зрения реализуемости в установленные сроки стратегических целей и приоритетов государственной политики.
Стоит сказать, что в части практического использования органами внешнего ГФК стратегического аудита, существуют проблемы, связанные с тем, что в настоящее время по-прежнему отсутствуют, даже в Счетной палате Российской Федерации, методики и стандарты организации и проведения стратегического аудита.
Еще одной не менее важной тенденцией и как следствие фактором повышения результативности ГФК является внедрение и использование информационных технологий в деятельности контрольно-счетных органов.
Внедрение органами ГФК современных информационных технологий и информационных систем обусловлено значительным объемом и разнообразием состава данных, необходимых для осуществления контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности и является действенным средством результативности контроля.
Создание и использование информационных технологий и информационных систем контрольно-счетными органами осуществляется в локальных и общегосударственных масштабах. Примером использования локальных информационных систем в деятельности органов внешнего ГФК является разработанная в соответствии с Единой концепцией информатизации деятельности Счетной палаты Российской Федерации и эксплуатируемая в ней информационно-телекоммуникационная система, созданная по типу внутреннего информационного портала. Создание информационно-телекоммуникационной системы в Счетной палате Российской федерации позволило объединить различные информационные ресурсы в единое информационное пространство, предоставляющее ее сотрудникам актуальную агрегированную информацию в максимально удобном для восприятия виде.
В отношении информационно-телекоммуникационной системы Счетной палаты РФ проводятся мероприятия по оценке ее состояния в рамках деятельности Рабочей группы ИНТОСАИ по аудиту информационных технологий. Последняя подобная проверка осуществлялась в январе 2011 года в виде самооценки информационно-телекоммуникационной системы Счетной палатой Российской Федерации с участием членов Рабочей группы ИНТОСАИ по ИТ-аудиту.
Примером использования информационных систем органами внешнего ГФК в масштабах государства является созданная в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия" Государственная информационно-аналитическая система контрольно-счетных органов Российской Федерации (ГИАС КСО), которая предназначена для автоматизации контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности органов внешнего ГФК, обеспечения их эффективного взаимодействия между собой, а также с органами государственной власти и местного самоуправления в рамках единого информационного пространства всех контрольно-счетных органов Российской Федерации.