Факторы, влияющие на эффективность финансового контроля
Наиболее важной особенностью развития государственного финансового контроля на современном этапе является внедрение, а также определение значения и места в нем государственного аудита. При этом следует сказать, что существуют достаточно взглядов и позиций представителей научной сферы на предмет эквивалентности указанных понятий, но все-таки формирование государственного аудита является этапом совершенствования государственного финансового контроля в рамках поставленных целей модернизации государственных финансов, связанных с повышением результативности использования бюджетных средств. Государственный финансовый контроль является значительно шире в понятийном аппарате, организации и методологии осуществления государственного аудита, который включает отнюдь не все элементы системы государственного финансового контроля.
Таким образом, государственный аудит отличается от ГФК тем, что акцент перемещен на оценку эффективности использования государственных финансовых ресурсов и государственной собственности.
Определенным образом повышение результативности контроля зависит от осуществляемых типов государственного финансового контроля, одним из которых потенциально важным является аудит эффективности. Причины, объясняющие роль и значимость аудита эффективности в повышении результативности заключаются, прежде всего, в том, что объектом данного типа ГФК является не просто использование бюджетных средств, а оценка того насколько экономично, продуктивно и как следствие результативно были использованы финансовые ресурсы государства.
На сегодняшний день аудит эффективности осуществляется, как Счетной палатой Российской Федерации, так и контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации.
Существенными проблемами в реализации и проведении аудита эффективности на современном этапе являются, во-первых, то, что не в полной мере разработаны подходы к оценке и критерии эффективности, и, во-вторых, недостаточно проработаны вопросы практического устранения нарушений и выполнения рекомендаций, сформированных по итогам проведения аудита эффективности.
Не менее интересной является проблема, связанная с тем, что контрольно-счетные органы субъектов РФ предпринимают попытки поэтапного внедрения элементов аудита эффективности, что видно из наиболее часто используемых формулировок названий контрольных мероприятий, как проверка или же контроль целевого и эффективного использования средств, при проведении которых даже не разрабатываются критерии эффективности. Во многом подход, основанный на возможности поэтапного внедрения элементов аудита эффективности, является ошибочным, так как аудит эффективности представляет собой целостную модель с присущими и необходимыми ей компонентами.
Наряду с аудитом эффективности важной тенденцией развития и повышения результативности ГФК является внедрение и использование контрольно-счетными органами такого типа ГФК, как стратегический аудит. Стратегический аудит представляет собой один из типов государственного финансового контроля, основной целью которого является комплексная оценка реализуемости в установленные сроки стратегических целей и приоритетов государственной политики с учетом оценки ресурсных возможностей, ожидаемых при этом последствий, а также обоснованности планируемых и прогнозируемых доходов и расходов соответствующего бюджета.