Факторы, влияющие на эффективность финансового контроля
Интересным является тот факт, что в Бюджетном кодексе Российской Федерации нет информации о стандартах ГФК: в статье 270.1 отмечено лишь право подразделений внутреннего финансового аудита органов исполнительной власти создания внутренних стандартов, которое на сегодня ими по-прежнему не реализуется.
В законодательном порядке вопрос стандартизации контрольно-счетной деятельности на региональном уровне урегулирован лишь относительно недавно принятым, но пока не вступившим в силу названным ранее федеральным законом. Так, в статье 11, посвященной стандартам внешнего государственного и муниципального финансового контроля, отмечается, что контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований самостоятельно утверждают стандарты внешнего государственного и муниципального финансового контроля, но в соответствии с общими требованиями, определенными Счетной палатой Российской Федерации.
Кроме всего прочего как альтернатива разработке единых стандартов ГФК существует мнение о возможности, в определенной мере, применения федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности в государственном финансовом контроле.
Указанная альтернатива не совсем оправдана, так как, исходя из логичных рассуждений, аудиторский контроль относится к негосударственному финансовому контролю, который представляет самостоятельный вид финансового контроля, поэтому ГФК требует несколько иного подхода к стандартизации.
Таким образом, начиная с момента принятия рассмотренного ранее федерального закона, заложены определенные предпосылки для развития единой системы стандартов внешнего ГФК, которая будет способствовать систематизации контроля, методологическому обеспечению действий сотрудников контрольно-счетных органов при проведении контрольных мероприятий, а также значительно повысит результативность ГФК.
Еще одним фактором повышения результативности ГФК является усиление действенности финансовых санкций за нарушение бюджетного законодательства, что способствует одновременно и укреплению бюджетной дисциплины.
В действующей редакции БК РФ по-прежнему не решены вопросы установления ответственности и применения санкций, например, по таким основаниям мер принуждения, как неисполнение закона (решения) о бюджете, финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись. В отношении большинства оснований мер принуждения, по которым предусмотрена ответственность, санкции за нарушение бюджетного законодательства не соразмерны произведенному правонарушению в бюджетной сфере. Следует обратить внимание и на тот факт, что в БК РФ встречаются отдельные основания мер принуждения, как финансирование расходов сверх утвержденных лимитов или несоответствие бюджетной росписи расходам, утвержденным бюджетом, по которым административные санкции определены не действующим в настоящее время Кодексом РСФСР об административных правонарушениях. Таким образом, вопрос усиления действенности мер ответственности является актуальным, так как в целом большая часть норм раздела четвертого Бюджетного кодекса Российской Федерации являются неработающими, в то время как "работающие" отменены.
Таким образом, повышение результативности ГФК зависит от усиления действенности финансовых санкций. Очевидным представляется то, что санкции должны быть прямо пропорциональны тяжести нарушения бюджетного законодательства и должны тем самым не только возмещать причиненный ущерб государству и наказывать виновных, но и сдерживать других от совершения подобных правонарушений.