Подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об использовании бюджета
Отчетность об использовании бюджета разделяется на оперативную, ежеквартальную, полугодовую и годовую. Сбор сведений, свод, формирование и представление отчетности об использовании бюджета производится уполномоченным органом исполнительной власти или исполнительным органом местного самоуправления. Правительством РФ определяется единая методология отчетности об использовании бюджета. В указанном порядке уполномоченный исполнительный орган представляет отчетность об исполнении бюджета в представительный орган и определенный орган контроля, а также отчетность представляется в Федеральное казначейство. Представительным органом годовая отчетность об использовании бюджета подлежит утверждению.
Отчет об использовании бюджета формирует орган, исполняющий бюджет, согласно отчетам главных распорядителей и получателей бюджетных средств. В ходе изучения отчета об использовании бюджета в органе исполнительной власти субъекта Федерации или органе местного самоуправления может быть назначена внутренняя проверка данного отчета. Такая проверка отчета об использовании бюджета проводится органами Минфина РФ в соответствии с заключенными им соглашениями с органом исполнительной власти субъекта Федерации или органом местного самоуправления.
Представляется отчет об использовании бюджета в определенный представительный орган в форме законодательного проекта (решения) вместе с соответствующими материалами и документами. Он должен быть составлен согласно аналогичной структуре и бюджетной классификации, которые используются при утверждении бюджета. Еще до изучения отчета представительным органом проводится внешняя проверка данного отчета. Такая проверка осуществляется соответствующими контрольными органами представительных органов.
По отчету об использовании бюджета представительный орган принимает решение только после получения результатов по проверке. Он вправе обратиться в прокуратуру с целью проверки всех обстоятельств несоответствия исполнения бюджета принятому закону о нем в случае превышения прав, предоставленных органу, исполняющему бюджет, по сокращению расходов, перемещению ассигнований и блокировке расходов, и привлечения к ответственности виновных должностных лиц.
В случае выявления несоответствия исполнения бюджета принятому закону о бюджете в тот момент, когда не вводился режим сокращения и блокировки расходов, представительный орган вправе принять решение об отклонении отчетности об использовании бюджета.
Согласно законодательству субъекта Федерации и уставу муниципального образования представительный орган и орган местного самоуправления имеют право выразить соответствующему органу исполнительной власти и его должностным лицам недоверие, а также отозвать избранных должностных лиц, привлечь к другим формам ответственности исполнительного органа или его должностных лиц.
Единая методология формирования отчетов об использовании государственного бюджета устанавливается Правительством РФ, которое, кроме того, представляет ежеквартальные и годовые отчеты об использовании государственного бюджета в Федеральное Собрание. В Счетную палату представляется один экземпляр ежеквартальных и годового отчетов об использовании государственного бюджета.
Формирование отчета об исполнении государственного бюджета начинается в конце каждого финансового года. Всю отчетность и распоряжение о закрытии финансового года подготавливает министр финансов. Согласно распоряжению все получатели бюджетных средств подготавливают годовые отчеты по доходам и расходам.
В обязательном порядке в отчетности бюджетных учреждений указывается степень выполнения всех задач по предоставлению государственных или муниципальных услуг, сведения о доходах, которые были получены в результате оказания платных услуг, об использовании государственного или муниципального имущества, которое закреплено за ними на праве оперативного управления.