Экономическое содержание и механизм функционирования налога на доходы физических лиц
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. Сложившаяся в России экономическая ситуация требует от налоговой системы решения проблем своевременного пополнения государственного бюджета, обеспечение уровня роста налоговых поступлений и повышения уровня собираемости налоговых платежей.
Налоговое администрирование, основывающееся на положениях налогового права можно назвать стержнем налоговой системы. Налоговому администрированию присущи методы управления: планирование, учёт, контроль и регулирование. Каждый из перечисленных методов использует свои формы, способы, приёмы для решения поставленных перед ними задач.
В настоящее время подготовить квалифицированного специалиста по налогообложению достаточно сложно, и это не всегда зависит от желания самого специалиста хорошо учится, ведь само налогообложение постоянно меняется - изменяются условия исчисления налогов и сборов, постоянно издаются новые нормативные документы на разных уровнях власти и т.д. Кроме того, сложно выстроенная система управления налоговыми органами заставляет по-новому рассматривать само налоговое администрирование, определять его функции и задачи развития. Современному специалисту важно не только знать налоговое законодательство, но и понимать такие понятия как налоговая политика, налоговые отношения, налоговый потенциал и т.д. Надо не только владеть теорией налогообложения, но и уметь реализовать её на практике.
Налог на доходы физических лиц (далее НДФЛ) в той или иной форме взимался всегда: будь то церковная или светская десятина, барщина или оброк. В России, как и в большинстве стран мира, подоходный налог служит одним из главных источников доходной части бюджета. Следует отметить, что это - прямой налог на совокупный доход физического лица, включая доходы, полученные от использования капитала.
Вряд ли ошибаются те, кто считает налог на доходы физических лиц одним из самых важных элементов налоговой системы любого государства. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. Это один из самых распространенных в мировой практике налог, уплачиваемый из личных доходов населения. В развитых странах он составляет значительную часть доходов государства. К примеру, в США его вклад в бюджет достигает 60%, в Великобритании, Швеции и Швейцарии - 40%, несколько меньше во Франции - 17%.
В нашей стране НДФЛ занимает более скромное место в доходной части бюджета, так как затрагивает в основном ту часть населения, которая имеет средний уровень доходов или ниже. В последние годы его доля в бюджете не превышала 12-13%. Такая ситуация свойственна экономике переходного периода. Чтобы, с одной стороны, стимулировать рост производства и потребления, а с другой - упростить налоговую систему и тем самым снизить склонность налогоплательщиков к занижению налоговых обязательств, государство вынуждено снижать ставки налогов на доходы (имеются в виду доходы всех экономических агентов независимо от правовой формы). В идеале налог на доходы должен быть, налогом на чистый совокупный доход физических лиц, которые либо являются резидентами, либо извлекают определенный доход на территории страны.
НДФЛ связан с потреблением, и он может либо стимулировать потребление, либо сокращать его. Поэтому главной проблемой подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения.
Налог на доходы физических лиц уплачивается лично получателями дохода. Однако очень часто обязанность по удержанию и перечислению налога в бюджет ложится на фирмы. В этом случае они выступают в роли налоговых агентов. Конечно, наше налоговое законодательство оставляет желать много лучшего, но, тем не менее, его необходимо досконально знать, особенно в части налогообложения физических лиц, т.к. это касается каждого гражданина, так, как всем известно, что “незнание законов не освобождает от ответственности”. Лучше знать и платить меньше и правильно, а для этого нужно знать законы страны, в которой живешь. Таким образом, определив актуальность темы, можно сформулировать основную цель данной работы и определить задачи.
Цель - рассмотреть порядок работы налоговых инспекций по исчислению и взиманию налога с физических лиц.
Задачи:
. рассмотреть понятие НДФЛ
. осветить теоретические аспекты данного налога
. проанализировать деятельность отделов налогообложения физических лиц
. проследить динамику поступления НДФЛ в бюджеты разных уровней за последние годы
. указать пути совершенствования работы налоговых инспекций
Актуальность работы заключается в том, что происходящие новые преобразования в области политики и экономики, изменение правовых и бюджетных отношений между уровнями и ветвями власти, процесс интегрирования российской экономики в мировую, требуют проведения адекватной налоговой политики, построения эффективной, справедливой, стабильной налоговой системы, а также четкости формулирования правового положения налоговых органов. Все эти преобразования вносят изменения во всю систему налогообложения, что приводит неотъемлемо к изменениям, как в правовом статусе, так и в регулировании деятельности самих налоговых органов.
Глава 1. Экономическое содержание и механизм функционирования НДФЛ
- Особенности налогообложения доходов населения РФ
- Организационный механизм деятельности отдела налогообложения физических лиц
- Сравнительный анализ деятельности налоговых инспекций по исчислению и взиманию налогов с населения
- Динамика поступления НДФЛ в бюджеты разных уровней за 2010-2012 годы
- Совершенствование механизма контрольно-экономической работы налоговых инспекций по исчислению и взиманию НДФЛ