Сравнительный анализ деятельности налоговых инспекций по исчислению и взиманию налогов с населения
В условиях развитых рыночных отношений налоговая система является важным элементом регуляции экономических и социальных процессов в государстве. Эффективность ее функционирования определяется самыми разнообразными факторами и в первую очередь экономическим положением, расстановкой политических сил, уровнем налоговой культуры, достижениями экономической науки и тому подобному.
Однако есть и обобщающие показатели, за которыми можно определить эффективность налоговых систем. Это - достижение баланса между стимулированием экономической активности и социальной справедливостью налогов и уровнем перераспределения валового внутреннего продукта с помощью налогов. Доля налогов в валовом внутреннем продукте свидетельствует о роли и месте налоговой системы в государственной регуляции экономики [19]. В то же время нужно учитывать, что этот показатель должен иметь возможность изменяться под воздействием экономических, политических и социальных факторов, имеющихся в каждом государстве. Следовательно, любой опыт нужно придирчиво анализировать, а не заимствовать без достаточных оснований. Кроме того, доля налогов в валовом внутреннем продукте любого государства постоянно изменяется. Это дает основания для вывода, что, во-первых, слишком большая доля налогов в валовом внутреннем продукте так же вредна, как и более низкая доля налогов. Во-вторых, она не должна превышать умный оптимум.
Приведённые ниже данные свидетельствуют, что доля валового внутреннего продукта, которую государство мобилизует в свое распоряжение с помощью налогов, имеет тенденцию к увеличению. Например, за период с 2002 по 2010 год, она выросла в Швеции на 25,0 пунктов, в Японии - на 15,0, во Франции - на 10,1, в Канаде - на 10,9. Конечно, во многих странах этот процесс происходит под воздействием разных факторов. Однако общим правилом является то, что рыночная экономика нуждается во вмешательстве государства в процессы перераспределения созданного валового внутреннего продукта для ускорения темпов экономического развития и социальной защиты разных слоев населения. Сложность заключается в том, чтобы в каждом определенном периоде найти рациональную величину перераспределения и в соответствии с ней построить налоговый механизм регуляции, который бы включал систему льгот, ставок, сроков уплаты, объектов налогообложения и тому подобное.
Не менее важное значение приобретает структура налогов. Она постоянно изменяется под воздействием экономических, социальных и политических факторов. В целом, налоговые системы нынешних зарубежных стран основываются на трех самых значительных налогах - налогом на прибыль, социальном страховании и на налоге на добавленную стоимость. Другие налоги, в том числе налог на прибыль организаций, налог на имущество, на наследство и дарение, имеют второстепенное значение.
У большинства стран мира достаточно значимой долей налоговых поступлений, свыше 30 процентов, является подоходный налог. Налоги на потребление, то есть непрямые налоги, которые бывают преимущественно в форме налога на добавленную стоимость и разных видов акцизных сборов, составляют, в среднем, четверть от всех поступлений. Для экономически развитых стран характерной является также небольшая доля налога на прибыль организации.
Одним из принципиально важных направлений совершенствования любой системы вообще и системы налогообложения в частности, является ее содержательный анализ, который направлен на выявление сильных и слабых сторон системы во всех аспектах ее изучения: функциональном, элементном и организационном. При проведении такого анализа целесообразно использовать метод сравнения данной системы с ее аналогом для сопоставления отдельных системных характеристик и определения их соответствия целям и задачам анализируемого объекта.