Показатели налоговой нагрузки на макроуровне
Налоговая нагрузка представляет собой показатель совокупного воздействия налогов на экономику страны в целом, отдельный хозяйствующий субъект или иного плательщика, определяемый как доля их доходов, уплачиваемая государству в форме налогов и платежей налогового характера.
В Республике Беларусь в настоящее время нет общепринятой методики исчисления не только абсолютной, но и относительной величины налоговой нагрузки на макроуровне. Известны методы определения налогового потенциала, уровня налоговой нагрузки населения, эффективной налоговой ставки, доли налогов в ВВП, исчисляемые на базе основных показателей экономики страны и характеризующие налоговую нагрузку на макроуровне.
Макроуровень подразумевает исчисление тяжести налогообложения всей страны в целом, или, другими словами, налоговой нагрузки на экономику. Здесь же оцениваются распределения налогового бремени между группами однородных предприятий, т.е. отраслям производства, и налоговая на население страны.
Налоговое бремя на экономику, как правило, представляет собой отношение всех поступивших в стране налогов к созданному ВВП. Экономический смысл этого показателя состоит в оценке доли ВВП, перераспределенной с помощью налогов.
Республика Беларусь лидирует по количеству уплачиваемых налогов, которых эксперты Валютного Банка насчитали 124, заняла 6-е место по величине налоговой нагрузки, 4-е - по количеству времени, необходимого для уплаты налоговых платежей. В отчете экспертов Валютного Банка говорится, что для расчета налогов требуется 1 188 часов в год или 7 месяцев.
Для измерения налоговой нагрузки на макроуровне экономисты обычно оценивают долю налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП). В Республике Беларусь налоговая нагрузка с социальными налогами составляет около 30% [4].
В структуре налоговой нагрузки наибольший удельный вес в ВВП сохранился за косвенными налогами и сборами [4].
Аналогичный показатель в развитых странах колеблется от 28,6 % (в Японии) до 54,2 % (в Швеции). Впрочем, эти цифры дают лишь относительную картину фискального бремени. Для оценки тяжести налогообложения необходимо уровень налоговой нагрузки рассматривать в контексте с такими показателями социально-экономического развития, как ВВП на душу населения, производительность труда, удельный вес заработной платы в ВВП. При этом налоговая нагрузка на макроуровне не соответствует этому показателю на микроуровне: на конкретное предприятие, регион или отрасль. Тут в мировой практике применяют другие методики расчетов.
Показатель налоговой нагрузки, отражающий отношение всех уплачиваемых налогов к выручке от реализации товаров, работ и услуг, обычно используют для оценки динамики фискальной нагрузки на отдельное предприятие и для ее сравнительного анализа между субъектами хозяйствования одной отрасли. Для сравнения этого показателя по предприятиям различных отраслей в мировой практике принято рассчитывать сумму уплачиваемых налогов к вновь созданной стоимости. Для анализа возможности субъектов хозяйствования к расширенному воспроизводству, инвестиционной и инновационной деятельности используется показатель, отражающий отношение налогов и сборов из прибыли к прибыли до налогообложения.
К сожалению, специфика формирования публикуемых статистических данных в стране не всегда позволяет с достоверностью определить показатели налоговой нагрузки по различным методикам. По разным источникам, отношение налогов и сборов из прибыли и налогов, сборов и платежей из прибыли к прибыли до налогообложения колеблется от 33,2 % до 33,8 %, с небольшой погрешностью можно определить налоговую нагрузку на прибыль. Самая низкая она в стране на сельское хозяйство - всего 3,5 %, в промышленности - 34,5 %, к тому же существенно колеблется: от 29,1 % в химической и нефтехимической до 50,8 % в легкой. По коммунальным предприятиям этот показатель колеблется от 19,9 % в Гродненской до 34,4 % в Витебской области и достигает 50,8 % по Минску. Для предприятий без ведомственной подчиненности это 18,1 % в Гродненской и 37,4 % в Гомельской областях.
1 2