Проблема оптимизации уровня налоговой нагрузки в Республике Беларусь
Учитывая неравномерное распределение налоговой нагрузки в секторах экономики, было бы целесообразно рассчитывать налоговую нагрузку как от добавленной стоимости (для осуществления отраслевого и регионального регулирования налоговой нагрузки), так и на прибыль предприятий (с целью рассмотрения возможности их инвестиционного потенциала и развития производства).
Целесообразнее выстраивать налоговую политику, направленную на снижение, увеличение или выравнивание налоговой нагрузки по отраслям, видам деятельности и регионам, предоставляя налоговые льготы отдельным предприятиям или группам предприятий. Это необходимо для стимулирования инвестиционной активности, увеличения экспорта, производства новой конкурентоспособной продукции. Государственная поддержка экономически слабых и нерентабельных производств оправдана на стадии выхода производств из кризиса. В дальнейшем несколько искусственное регулирование финансовых потоков при отсутствии информации о фактической налоговой нагрузке в разрезе отраслей, видов деятельности, регионов и отдельных субъектов хозяйствования не позволяет оценить реальную картину и выстроить оптимальную налоговую политику. Весьма проблематично объективно оценить перспективы и возможности производителей, когда прибыль они получают не за счет деловой активности, а через снижение налоговой нагрузки.
Для уменьшения налоговой нагрузки необходимо:
на этапе техперевооружения или модернизации производства и закупки дорогостоящего оборудования возвращать из бюджета НДС, уплачиваемый при ввозе оборудования в полном объеме;
ликвидировать двойное налогообложение НДС при экспорте работ, услуг (в частности, в Российскую Федерацию);
при исчислении подоходного налога с физических лиц установить необлагаемый минимум на уровне бюджета прожиточного минимума или минимальной заработной платы (стандартные вычеты).
1 2