Проблема оптимизации уровня налоговой нагрузки в Республике Беларусь
Снижение уровня налоговой нагрузки связано с упразднением ряда налоговых платежей, сокращением объектов налогообложения и исключением отдельных субъектов из состава плательщиков налогов [5, с. 581]
Неоправданное налоговое давление на цены и доходы населения сохраняется, а кратковременные эффекты от предоставления налоговых льгот отдельным отраслям и видам производств в конечном счете приводят только к расширению круга фактически убыточных и малорентабельных предприятий. При этом объемы, структура и динамика бюджетных доходов не улучшаются.
В то же время структура и механизмы налоговой системы должны развиваться в направлении фактического исключения из налогообложения процессов инвестирования, внедрения высоких технологий и освоения новой продукции, обеспечения необходимого регулирования экономической конъюнктуры за счет так называемых встроенных стабилизаторов и нейтральности налогообложения по отношению к инфляции и конкурентоспособности экономики, а также увеличения доли прямого (по сравнению с косвенным) налогообложения.
Прогнозируется снизить уровень централизации финансовых ресурсов государством до 45 % к ВВП, в том числе в консолидированном бюджете - до 35-37 % , во внебюджетных фондах - до 8-10 %.
Особое внимание при оптимизации уровня налоговой нагрузки в Республике Беларусь должно быть уделено:
• обеспечению устойчивого экономического роста на качественно новом уровне;
• продолжению налоговой реформы, направленной на снижение налоговой нагрузки и создание налоговой системы, благоприятной для экономической деятельности;
• обеспечению роста реальных доходов населения;
• повышению эффективности и сокращению уровня расходов бюджета по отношению к валовому внутреннему продукту;
• продолжению консолидации в бюджете ресурсов государственных фондов;
• снижению уровня дефицита бюджета но отношению к ВВП;
• совершенствованию методологии формирования и исполнения бюджета, а также упорядочению нормативного и правового регулирования бюджетных отношений;
• продолжению унификации бюджетного и налогового законодательств Республики Беларусь и Российской Федерации в рамках дальнейшей разработки Налогового кодекса Республики Беларусь.
В контексте реализации этих задач дальнейшее совершенствование налоговой системы страны и налоговой политики правительства должно быть направлено:
• на оптимизацию налоговой структуры за счет снижения неоправданно высокой доли косвенных налогов, в том числе кумулятивных налогов, взимаемых непосредственно с выручки от реализации товаров (работ, услуг), и низкой доли индивидуального подоходного налога, налогов на собственность и имущество;
• уменьшение числа различного рода мелких отчислений и сборов в целевые бюджетные и внебюджетные фонды;
• упорядочение различного рода регистрационных, лицензионных и других целевых сборов;
• устранение допускаемых искажений в механизмах взимания таких основных налогов, как налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на доходы и прибыль, подоходный налог с физических лиц, приводящих к усилению их негативного воздействия на темпы инвестиций и экономического роста;
• снижение перегруженности налоговой системы льготами для отраслей, производств, видов деятельности, предприятий и категорий налогоплательщиков, которые не имеют отношения к конкурентоспособности экономики, приводящей в итоге к усилению налогового давления на конкурентоспособные производства;
• усиление налоговой поддержки научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических разработок в негосударственных секторах экономики;
• налоговое стимулирование долгосрочных доходов от прироста капитала в инвестиционных фондах и долгосрочных инвестиций.
Успешная реализация данных направлений приблизит характеристики налоговой системы страны к международным стандартам, позволит более эффективно использовать бюджетно-налоговый механизм для повышения эффективности и конкурентоспособности национальной экономики.
1 2