Совершенствование прямого и косвенного налогообложения юридических лиц
В настоящее время безусловный приоритет правительства - достижение финансовой стабилизации на макроуровне и создание условий для последующего устойчивого экономического роста. Важно существенно снизить темпы инфляции, максимально задействовать внутренний потенциал, более эффективно использовать государственное имущество, сбалансировать внешнюю торговлю. Решение этих задач позволит достичь прироста ВВП на 105-105,5 процента [15].
Системные меры приняты для снижения налоговой нагрузки на экономику, повышения ее инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности, обеспечения дополнительных прав плательщиков.
Проблема формирования эффективной налоговой системы включает два основных аспекта:
) определение оптимального уровня налоговых доходов;
) формирование оптимальной структуры налогов, обеспечивающей поступление заданной суммы налоговых поступлений.
Оптимизация налоговой системы предполагает выбор таких налогов, которые не оказывают искажающего воздействия на размещение ресурсов в экономике. В рамках теоретических конструкций однозначно предполагается, что размещение ресурсов в системе, не обремененной налогами, является оптимальным и, соответственно, чем меньший сдвиг в размещение ресурсов привносит налогообложение, тем выше эффективность такого налога.
Критерий эффективности налогов не является единственным. Наряду с эффективностью, критериями оптимизации, которые базируются на принципах налогообложения, сформулированных еще А. Смитом, являются равенство, справедливость и минимизация издержек на сбор налогов.
При анализе влияния налогов на экономику традиционно рассматривается соотношение прямых и косвенных налогов [16].
Структура отечественной налоговой системы по составу и количеству платежей за последние годы приведена в соответствие с общепринятыми стандартами. Поэтому в наступившем году акценты сделаны на улучшении ее качественных характеристик, в том числе в увязке с оценкой воздействия налогов на нашу конкурентоспособность в Таможенном союзе.
Радикально снижена ставка налога на прибыль - с 24% до 18%. Она самая низкая в Таможенном союзе, и одна из самых низких среди наших западных соседей, что по оценке экспертов положительно повлияет на решение инвесторов о ведении бизнеса в Беларуси. Подходы к налоговому льготированию прибыли заменяются общепринятыми и понятными для иностранных инвесторов механизмами стимулирования инвестиций: ускоренной амортизацией (за счет введения амортизационной премии) и переносом убытков на будущие прибыли.
Дополнительные налоговые стимулы предусмотрены для производителей высокотехнологичных и инновационных товаров. От налога на прибыль в 2012 году освобождены доходы организаций, полученные от реализации инновационной продукции собственного производства, а также высокотехнологичных товаров (если доля такой прибыли составляет более 50%). Кроме того, прибыль организаций, полученная от реализации высокотехнологичных товаров собственного производства, будет облагаться по ставке 10%.
Плательщикам дано право в течение налогового периода изменять метод уплаты налога на прибыль. Кроме того, упрощается порядок уплаты экологического налога путем перевода плательщиков на подачу одной налоговой декларации в налоговые органы по месту постановки на учет.
От налога на прибыль освобождены доходы учреждений образования, полученные от предпринимательской деятельности. Это повысит качество учебного процесса за счет обновления материально-технической базы и материального стимулирования преподавательского состава. Для коммерческих организаций расширена возможность оказания спонсорской помощи бюджетным учреждениям социальной сферы, спорта, образования, здравоохранения, общественным объединениям инвалидов, религиозным организациям. Для этого уточнен состав получателей и увеличен предельный размер льготируемой суммы с 5% до 10% валовой прибыли.
С учетом вовлечения неиспользуемого имущества в хозяйственный оборот, повышенная в два раза ставка налога на недвижимость в отношении объектов сверхнормативного незавершенного строительства будет применяться независимо от ведения плательщиком нового строительства.