Функции, состав и структура цен
Так, с помощью высоких розничных цен на предметы роскоши и престижные товары (ювелирные изделия, легковые автомобили и др.) обеспечивается перераспределение денежных средств определенной части населения из бюджета на формирование специальных фондов социальной защиты малообеспеченных категорий населения.
Распределительная функция цены предусматривает также учет в цене акциза на отдельные группы товаров налога на добавленную стоимость и других форм централизованного чистого дохода, который поступает в бюджеты разных уровней на общегосударственные нужды.
С помощью цены осуществляется перераспределение создаваемой стоимости между производителями и потребителями, между отдельными категориями населения. Особенно показательно это выражается в ценах, которые регулируются государством. При установлении цены выше стоимости часть ее перераспределяется в пользу продавца, и потребитель при покупке данного товара несет повышенные расходы, а соответственно, продавец получает увеличенные доходы.
Однако цены - не единственный инструмент распределения и перераспределения. Особую роль здесь играют финансы и кредитная система. Так, при решений задачи повышения жизненного уровня определенной категории населения более эффективно использовать финансы, оперируя денежными доходами населения (уровень заработной платы, пенсий, пособий) или ставками налоговых платежей. Использование цен в данном случае дает меньший эффект, поскольку от снижения цен обычно выигрывает все население. [30]
Функция балансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом.
Цена служит гибким инструментом для достижения соответствия спроса и предложения. При появлении диспропорции в развитии хозяйства, несоответствия между предложением и спросом равновесие между ними достигается либо увеличением или сокращением производства, либо путем увеличения или снижения цены, либо и тем и другим одновременно. Чем выше цена, тем меньше товаров будет куплено покупателями. В результате снижается объем проданных товаров. При уменьшении цены увеличивается спрос. При повышении спроса и дефиците товаров цены на них неизбежно растут.
Предложение характеризуется прямой зависимостью между ценой и количеством товаров, предлагаемых на рынке. При повышении цен растет объем товаров, предлагаемых к продаже, и наоборот.
Таким образом, уравновешивающую функцию между спросом и предложением выполняет цена, стимулируя увеличение предложения при нехватке товаров и увеличивая спрос при избытке товаров, разгружая рынок от излишков, ограничивая предложение.
Анализируя функции цены, следует помнить, что рассматривается один и тот же объект - цена, но только с разных точек зрения, поэтому невозможно четко разграничить, где заканчивается одна функция и начинается другая. Например, распределительная функция цены может оказаться стимулирующей или балансирующей спрос и предложение, и наоборот; все они вместе так или иначе отражаются с учетной функцией. [39]
В современной экономической литературе принято различать понятия «состав цены» и «структура цены». Состав цены - это ее составные элементы, выраженные абсолютными показателями (например, себестоимость и прибыль, выраженные в рублях).
Структура цены - это ее отдельные элементы, выраженные в процентах. Иными словами, структура цены отражает удельный вес каждого элемента в цене товара. Например, если розничная цена товара 15 манат а себестоимость 1 манат. 50 коп., то можно сказать, что себестоимость составляет 10% от розничной цены.
Традиционно в структуре цены выделяют следующие элементы:
) себестоимость продукции;
) прибыль предприятия. Итого: оптовая цена предприятия без НДС;
) акциз по подакцизным товарам. Итого: отпускная цена предприятия без НДС;
) НДС. Итого: отпускная цена предприятия с НДС;