Реформа бюджетных учреждений и финансового планирования
Вместе с тем в ряде территорий проведение экспериментов по созданию автономных учреждений было признано неперспективным. Так, в мае 2007 года в городском округе «Город Калуга» были переведены в форму автономных два учреждения культуры и спорта. Анализ их деятельности показал, что доля расходов на финансирование предоставляемых ими услуг составляет 100 % расходов на соответствующие услуги, так как они являются монополистами в данной сфере и их финансирование осуществляется полностью за счет средств бюджета города. В связи с этим фактические расходы на содержание этих учреждений в совокупности с муниципальными заданиями возросли по сравнению с 2006 года в среднем на 3 %.
В то же время в ходе реализации эксперимента не была учтена необходимость уплаты этими учреждениями значительных сумм налога на муниципальное имущество, переданное им в оперативное управление, что потребовало передачи данного имущества в безвозмездное пользование во избежание нерациональных затрат на уплату налога на имущество организаций. Таким образом, эксперимент показал, что механизм перевода бюджетных учреждений в форму автономных должен обеспечивать экономию бюджетных средств при предоставлении качественных муниципальных услуг за счет формирования их диверсифицированной инфраструктуры и более гибкой финансовой политики.
Процессу создания автономных учреждений препятствует ряд факторов, в том числе неоправданно сложная процедура их создания, требующая на федеральном уровне принятия Правительством РФ индивидуальных решений по каждому учреждению.
Таким образом, закон «Об автономных учреждениях» так и не смог решить проблему оптимизации бюджетной сети. Новый закон призван изменить правовое положение бюджетных учреждений, способных функционировать на основе рыночных принципов без их преобразования в иные организационно-правовые формы и создать стимулы для сокращения внутренних издержек и повышения эффективности деятельности. В частности, предлагается:
изменить механизмы финансового обеспечения бюджетных учреждений с расширенным объемом прав, переведя их с 1 января 2011 года со сметного финансирования на субсидии в рамках выполнения государственного или муниципального задания;
- предоставить право бюджетным учреждениям заниматься приносящей доход деятельностью с поступлением доходов в распоряжение этих учреждений;
устранить субсидиарную ответственность государства по обязательствам бюджетных учреждений с расширенным объемом прав;
расширить права бюджетных учреждений по распоряжению любым закрепленным за учреждением движимым имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, перечень которого устанавливает орган публичной власти - учредитель соответствующего учреждения.
В целях практической реализации названных мероприятий потребуется создать новую организационно-правовую форму государственных (муниципальных) учреждений - казенное учреждение, статус которого совпадает с закрепленным в действующем законодательстве статусом бюджетного учреждения с дополнительным ограничением в виде зачисления с 2011 года всех доходов, полученных от приносящей доходы деятельности, в соответствующий бюджет. При этом порядок перевода бюджетных учреждений в казенные должен обеспечивать минимизацию организационных мероприятий, связанных с изменением статуса учреждений, и предусматривать только внесение изменений в устав (типовой устав) учреждения или положение о нем.