Реформа бюджетных учреждений и финансового планирования
Проводящаяся в нашей стране с 2005 г. бюджетная реформа затронула практически все сферы финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений.
Специалистами Минфина России бюджетная реформа в Российской Федерации условно была разделена на три этапа.
Первый этап
- укрепление системы исполнения бюджета; создание достоверной отчетности об исполнении бюджета, основанной на кассовом методе учета; обеспечение внешнего контроля за исполнением бюджета, что выразилось в осуществлении следующих мероприятий:
принятие и вступление в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации;
создание Федерального казначейства и Счетной палаты при Президенте Российской Федерации;
создание новой системы бюджетного учета и бюджетной отчетности, регламентируемой приказами Минфина России от 30.12.08 г. N 148н и от 13.11.08 г. N 128н.
Второй этап
- приведение в соответствие расходных обязательств публично-правовых образований с их финансовыми возможностями, что выразилось в следующих мероприятиях:
четкое разграничение полномочий публично-правовых образований на федеральном, региональном и местном уровнях по формированию расходов бюджетов (Федеральные законы от 4.07.03 г. N 95-ФЗ и от 6.10.03 г. N 131-ФЗ);
совершенствование бюджетной классификации и включение положений о ее регламентировании в БК РФ (Федеральный закон от 26.04.07 г. N 63-ФЗ и Указания о порядке применению бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 30.12.09 г. N 150н);
государственное регламентирование системы закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд (на основе действующего Федерального закона от 21.07.05 г. N 94-ФЗ);
начало реформы системы финансового планирования на основе утверждаемых Правительством Российской Федерации программ государственных гарантий гражданам.
Третий этап
- переход на среднесрочное бюджетирование, ориентированное на результат; составление отчетности о финансовом положении публично-правовых образований на базе учета, основанного на методе начисления; внедрение процедур внутреннего контроля и аудита.
Таким образом, в настоящее время Правительством Российской Федерации и Минфином России реализуется третий, заключительный, этап бюджетной реформы, немаловажное значение в реализации которого имеет реформа системы финансового планирования в целях ее ориентации на конечный результат деятельности всех участников бюджетной системы страны.
Основными направлениями реализации данного этапа реформирования бюджетной системы Российской Федерации являются:
разграничение государственных услуг, оказываемых органами исполнительной власти, государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями, а также формирование перечня платных услуг, оказываемых организациями в целях предоставления государственных услуг органами исполнительной власти (перечень таких услуг в отношении федеральных органов определен постановлением Правительства Российской Федерации от 2.12.09 г. N 984);
организация финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений на основе формируемых вышестоящими распорядителями бюджетных средств и доводимыми до них государственных заданий на оказание государственных услуг, что регламентировано включением с 1 января 2009 г. в ст. 69.1 и 69.2 БК РФ;
установление в рамках государственных заданий (ст. 69.2 БК РФ) предельных цен (тарифов) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядка установления этих цен (тарифов);