Проблемы финансирования бюджетных учреждений в современных условиях
Таким образом, бюджетные учреждения, функционируя в условиях рынка, имеют множество проблем. Однако теоретического осмысления требует вопрос о возможности использования рыночных финансовых методов и инструментов в этой сфере, которые взаимодействуя между собой могут дать возможность эффективно функционировать финансовому механизму бюджетных учреждений, способствовать их интеграции в современный рынок.
В настоящее время органам государственной власти достаточно учреждать государственные унитарные и муниципальные предприятия, а также учреждения. За данными организациями имущество государства или муниципального образования закреплялось на праве оперативного управления или хозяйственного ведения. Унитарные предприятия в основном решают задачи производственного характера и работают по государственным заказам. Учреждения не занимаются решением каких-либо производственных задач, они в большом количестве существуют на уровне муниципальных образований. В форме муниципальных учреждений (реже государственных) организовывают школы, детские сады, больницы. Это учреждения, которые занимаются обслуживанием таких потребностей населения как образование, здоровье, возможно и некоторые другие на строго определенной для них территории.
Автономное учреждение представляет собой новый вид образования. Сам статус автономного учреждения существенно отличается от всех подобных образований, кроме того, можно выявить ряд противоречий положений комментируемого закона действующему законодательству страны.
Принимался ряд дополнений в другие законодательные акты страны, связанные с введением в действие нового типа юридических лиц - автономных учреждений. В частности, изменения были внесены в законы "О некоммерческих организациях", "Об образовании", "О высшем и послевузовском образовании", "Об исполнительном производстве", в Основы законодательства о культуре, а также в Гражданский, Бюджетный и Налоговый кодексы.
Согласно новому закону все учреждения с 01.01.2011 г. будут подразделяться на частные и государственные (муниципальные). При этом последние могут быть двух типов: бюджетные и автономные. В числе важнейших задач, которые пытались решить посредством введения учреждений нового типа, - создание условий для тех учреждений, которые способны зарабатывать самостоятельно, что позволит уменьшить возложенное на государство бремя их содержания и повысить качество услуг. На первый взгляд новый закон дает множество преимуществ: готовое зарабатывать автономное учреждение, реализуя предоставленные ему права, поставит во главу угла интересы потребителей, получит дополнительные доходы, повысит уровень материально-технического обеспечения, введет достойную оплату труда своим работникам. При этом государство не будет нести субсидиарную ответственность за неблагоприятные последствия деятельности подобных учреждений.
Проводимая реформа связана с проведением в последние годы главой государства административной реформы. Например, автономные учреждения в таких сферах, как наука, образование, здравоохранение, культура, социальная защита, занятость населения, физическая культура и спорт будут осуществлять полномочия, которые сейчас согласно законодательству Российской Федерации предоставлены органам государственной власти и органам местного самоуправления. Свои полномочия федеральные агентства в отношении названных автономных учреждений будут выполнять не на основе постоянных бюджетных ассигнований, а за счет субвенций и субсидий, получаемых в результате работы учебных, научных и других учреждений. Тем самым административная реформа, объявленная Указом Президента РФ от 9.03.2004 г. N 311, получит реальное воплощение. Закон создает здоровую конкуренцию между эффективно работающими учреждениями и организациями, не имеющими в штате высококвалифицированных специалистов.
Преимущества и последствия практической реализации нововведений можно будет проверить после первых лет реализации данного закона. Однако уже сейчас можно отметить, что бесспорно положительным окажется действие рассматриваемого закона именно в связи с административной реформой. Создание автономных учреждений способно "перетянуть" на себя часть государственных и муниципальных полномочий, которые ранее осуществлялись не столь эффективного и требовали больших бюджетных вложений. Вместе с тем, несмотря на принятые поправки в другие законодательные акты страны все равно можно отметить некоторые противоречия между действующим законом об автономных учреждениях и другими законодательными актами страны. А потому можно говорить о недостаточной проработанности механизма правового регулирования в области деятельности автономных учреждений. Следовательно, законодатель еще должен совершенствовать нормативно-правовую базу по вопросам создания и деятельности автономных учреждений в системе некоммерческих организаций.