Сущность и организация финансовой деятельности предприятия
Финансовые цели предприятия могут быть представлены целой системой (или деревом) целей (рис. 5), каждая, из которых может выдвигаться на первый план в зависимости от конкретной ситуации [19, c. 117].
Финансовыми целями компании могут выступать: выживание фирмы в конкурентной среде, достижение лидерства, избежание банкротства, достижение устойчивых темпов роста, минимизация расходов фирмы, обеспечение рентабельности, обеспечение ликвидности, сохранение устойчивого финансового состояния компании, максимизация прибыли компании.
Рис. 4. Возможная организационная структура ФЭС
Рис. 5. Система финансовых целей
Однако главной целью финансового менеджмента является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде.
Эта цель получает конкретное выражение в обеспечении максимизации рыночной стоимости предприятия, что реализует конечные финансовые интересы его владельцев. Кроме того, высокий уровень прибыли предприятия может достигаться при соответственно высоком уровне финансового риска и угрозе банкротства в последующем периоде, что может обусловить снижение его рыночной стоимости.
Поэтому в рыночных условиях максимизация прибыли может выступать как одна из важных задач финансового менеджмента, но не как главная его цель.
Процесс планирования финансово деятельности включает в себя такой этап как разработка финансовой стратегии.
Финансовая стратегия представляет собой долгосрочное направление развития финансовой деятельности для обеспечения реализации миссии фирмы и достижение её целей [36, с.78].
Поскольку фирма представляет собой совокупность структурных подразделений, функционирующих в различных сферах экономики, представляется целесообразным структурировать подразделения по целям и задачам, выполняемым ими в рамках группы.
В рамках финансовой деятельности любого хозяйствующего субъекта непременно возникают две равноважные задачи.
. Задача привлечения ресурсов для осуществления хозяйственной деятельности (кредитная стратегия).
Привлекаемые ресурсы состоят из:
· акционерного капитала (ресурсов, получаемых на относительно неопределенный срок с условием выплаты вознаграждения в виде дивидендов);
· ссудного капитала (ресурсов, получаемых у специализированных кредитно-финансовых институтов на основе срочности, возвратности, платности, обеспеченности и целенаправленности);
· кредиторской задолженности (ресурсов, получаемых у партнеров по бизнесу и государства в виде отсрочек по платежам и авансов);
· реинвестируемой прибыли и фондов (ресурсов, получаемых в результате успешной коммерческой деятельности самого хозяйствующего общества, амортизационных отчислений).
Перед субъектом возникает задача улучшения своей инвестиционной привлекательности как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. В этой связи, руководству хозяйствующего субъекта необходимо сформировать кредитную стратегию, основной задачей которой стала бы оптимизация показателей инвестиционной привлекательности.
С другой стороны в непосредственной связи с первой задачей перед фирмой неизменно возникает вторая задача.
. Задача распределения полученных ресурсов (инвестиционная стратегия).
Инвестиции делятся на:
· реальные (ресурсы направляются создание, приобретение, реконструкцию основных средств, а также на финансирование незавершенного строительства);
· финансовые (ресурсы направляются на приобретение финансовых инструментов: эмиссионных и производных ценных бумаг, объектов тезаврации, банковских депозитов);
· интеллектуальные инвестиции (подготовка специалистов на курсах, передача опыта, вложения в разработку технологий).
Для оценки инвестиционных возможностей необходимо исследовать кредитоспособность, которая представляет собой совокупность характеристик, позволяющих оценить его инвестиционный потенциал [32, c. 237].
В совокупности инвестиционная стратегия и кредитная стратегия составляют финансовую стратегию организации (рис. 6).