Сравнительный анализ исчисления НДС в России и Японии
В настоящее время общий механизм взимания НДС идентичен во многих странах, в том числе в России и Японии. Как известно, плательщиками этого налога являются юридические и физические лица, занимающиеся коммерческой деятельностью. Объектами обложения выступают оборот товаров, объем произведенных работ и оказанных услуг. Необходимо отметить, что налог взимается многократно на каждом этапе производства и реализации продукции при ее движении от первого производителя до конечного потребителя. Налогооблагаемая база определяется исходя из стоимости, добавленной на каждой стадии производства и обращения, включая заработную плату с начислениями, амортизацию, проценты за кредит, прибыль и расходы общего характера (за электроэнергию, рекламу, транспорт и др.).
Существенные отличия во взимании НДС в России и Японии следующие:
ставка налога (в Японии 5 %, в России - 18 % и льготная 10 %). Соответственно, в Японии отсутствует возмещение НДС;
порядок исчисления: в Японии НДС исчисляется по балансовому методу, в России - по методу счетов-фактур (косвенного возмещения).
НДС в Российской Федерации распределяется между бюджетами двух уровней - федерального и субъектов Федерации (за исключением взимания НДС при пересечении товаром таможенной границы - в этом случае НДС полностью зачисляется в федеральный бюджет). В Японии НДС полностью зачисляется в бюджет страны. Связано это с тем, что Япония является унитарным, а не федеративным государством, с соответствующим построением налоговой системы.
В Российской Федерации в ближайших планах - принятие решения о снижении ставки НДС. В связи с этим Минфином России с участием Минэкономразвития России рассмотрены различные варианты реализации этой меры с точки зрения ее влияния на состояние федерального бюджета и экономический рост. Но, как можно видеть, любой из предложенных вариантов имеет сильные и слабые стороны. Хотя суммарно снижение НДС до 13% окажет более заметное влияние на экономический рост, но выпадение бюджетных доходов в таком объеме приведет к образованию дефицита бюджета. Если расходы будут сокращены, то позитивный эффект от снижения налогов будет нивелирован негативным эффектом от снижения государственного спроса. В этом отношении политика резкого снижения налоговой ставки оказывается альтернативой политике увеличения инвестиционно-инновационных расходов государства в рамках стратегии развития. Для поддержания бездефицитного бюджета при резком снижении доходов необходимо будет отказаться от опережающего повышения зарплаты бюджетникам и инвестиционно-инновационных расходов бюджета, что может вызвать негативные социальные последствия. Таким образом, окончательное решение о масштабах снижения ставки НДС следует принимать с учетом влияния всех факторов, а также на основе нахождения баланса интересов государства и предпринимательства.
Сегодня введение единой ставки, тем более на уровне 16 %, оценивается правительством как преждевременное, учитывая необходимость обеспечивать стабильные доходы бюджетов, прежде всего федерального.
В перспективе может быть также рассмотрен вопрос о таких мерах, как совершенствование механизма применения нулевой ставки для экспортеров (включая возможное освобождение от налогообложения авансовых платежей по экспортным операциям и упрощение действующего порядка возмещения НДС по экспортным операциям и порядка применения нулевой ставки), а также принятия к вычету (возмещению) сумм налога.
Таблица 1 - Анализ вариантов снижения ставки НДС
Вариант |
Положительные последствия |
Отрицательные последствия |
1. Снижение и установление единой основной ставки налога на уровне 15% с одновременной отменой льготной ставки для некоторых товаров и услуг |
Облегчение порядка администрирования налога Дополнительные доходы организаций Выравнивание конкурентных условий для всех плательщиков |
Потери федерального бюджета порядка 170 млрд. руб. Увеличение цен на товары детского ассортимента, медицинского назначения, лекарственные средства, печатные издания |
2. Снижение основной ставки НДС до 16% с сохранением действующей льготной ставки в отношении некоторых видов продовольствия, товаров детского ассортимента, лекарств и печатных изданий |
Дополнительные доходы организаций |
Потери федерального бюджета порядка 150 млрд. руб. |
3. Снижение и установление единой ставки налога на уровне 13% с одновременной отменой льготной ставки для некоторых товаров и услуг |
Облегчение порядка администрирования налога Дополнительные доходы организаций (инвестиции, заработная плата, материальные запасы, денежные средства) Выравнивание конкурентных условий для всех плательщиков |
Потери федерального бюджета более 350 млрд. руб. |
1 2