Сущность, виды и функции налогов
По видам налогоплательщиков налоги подразделяются на налоги с юридических и с физических лиц.
В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные
.
К федеральным
налогам и сборам относятся:
налог на добавленную стоимость;
акцизы;
налог на доходы физических лиц
единый социальный налог;
налог на прибыль организаций;
налог на добычу полезных ископаемых;
водный налог;
сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
государственная пошлина.
К региональным
налогам относятся:
налог на имущество организаций;
налог на игорный бизнес;
транспортный налог.
К местным
налогам относятся:
земельный налог;
налог на имущество физических лиц.
Взимание налогов основывается на использовании различных ставок налогов.
Различают следующие виды ставок:
Твердые
ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размера дохода (тонну, штуку, партию товара, услугу и т.д.);
Пропорциональныеставки действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины;
Прогрессивные
ставки предполагают прогрессивное повышение ставки налога по мере возрастания дохода. Этот вид ставок служит инструментом изъятия средств у лиц, получающих большие доходы;
Регрессивные
ставки предполагают снижение налога по мере роста дохода. Эти ставки наиболее выгодны лицам, обладающим большими доходами, и наиболее обременительны для физических и юридических лиц, обладающих незначительными доходами.
По характеру налогового изъятия налоги делятся на прямые
и косвенные
. Прямые
налоги зависят от величины доходов и размера имущества: чем больше доход, тем больше величина прямого налога. Высокая доля прямых налогов свидетельствует о стабильном, устойчивом развитии экономики. Косвенные
налоги не зависят от величины доходов и размера имущества. Они включаются в цену продукции, которая оплачивается потребителем.
По характеру использования налоги делятся на общие
и специальные
. Общие
налоги поступают в единую казну государства (субъекта Федерации), обезличиваются и используются для общегосударственных целей. Специальныеналоги и сборы имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные целевые фонды, аккумулируемые в бюджете.
Налоговая система любого государства по своей сути не статична, а довольно динамична. Это связано с изменением экономической конъюнктуры, целей и задач экономического роста. Вопрос о том, каким быть налогу (высоким или низким), - предмет постоянных дискуссий экономистов. Государственное вмешательство в экономику всегда связано с повышением налогов, ослабление вмешательства - с их снижением.
Главным недостатком большинства действующих налоговых систем является рассмотрение отдачи каждого из налогов в статической системе, не учитывающей развития общественных отношений. Конкретные фазы экономического цикла: подъем или падение производства во всех отдельных отраслях экономики, изменение прожиточного уровня, изменения в распределении личных доходов, не говоря уже о глобальных экстремальных обстоятельствах (неурожай, аварии с тяжелыми последствиями, стихийные бедствия и пр.), - изменяют действенность тех или иных налогов, рассчитанных на функционирование в определенных, зафиксированных статической моделью условиях.
Интересы общества и государства на практике могут совпадать, а могут значительно различаться, в результате чего уровни заинтересованности в налогах у них также будут различаться.
Интересы государства, формально являющиеся отражением интересов общества, на практике значительно отклоняются от них, поскольку в ходе своего функционирования государство, которое представляет далеко не все общество, а лишь какую-либо его часть, проводит соответствующую интересам этой части политику. Таким образом, потребности в сумме налоговых сборов для общества и государства зачастую различаются, что создает проблему определения "идеальной" суммы налогов, которую необходимо собрать.
На каждом этапе своего развития государство определяет величину ресурсов, необходимых для исполнения доходной части бюджета. И здесь на первый план выступает подход к определению налоговой ставки - неправомерное ее завышение или занижение способны значительно снизить прогнозируемую величину собираемых налогов.
За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей формируются финансовые ресурсы государства. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов. Таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.