Совершенствование механизма контрольно-экономической работы налоговых инспекций по исчислению и взиманию НДФЛ
Недостаточно эффективна и деятельность налоговых органов. Часты факты необоснованного привлечения налогоплательщиков к ответственности и нарушения порядка производства по делам о налоговых правонарушениях. А одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства, в том числе и российского, как известно, является обеспечение устойчивого сбора налогов и надлежащей дисциплины налогоплательщиков. Успешное соблюдение этих условий предопределяется единой системой контроля за правовыми нормами налогового законодательства, правильностью исчисления и полнотой, своевременностью поступления налогов в бюджетную систему Российской Федерации и платежей в государственные внебюджетные фонды.
Для совершенствования налоговой системы Российской Федерации, прежде всего, необходимо комплексное реформирование, то есть реформировать не только налоговую систему, а государственную политику Российской Федерации в целом.
Одна из главных проблем Российской Федерации, это огромное количество законов, указов, кодексов, писем, нормативных документов и прочих руководящих документов, зачастую либо не до конца раскрывающих ведомственную трактовку закона или кодекса, либо зачастую разъяснения разных ведомств или разных временных промежутков, при неизменной законодательной основе, бывают полностью противоположны. Все это сказывается на судебное урегулирование вопросов, в частности и в налогообложении. К примеру, возможно, что в одном арбитражном суде примут решение в пользу налогоплательщика, а в другом - в пользу налогового органа, несмотря на то, что вопрос, вынесенный на судебное урегулирование один и тот же. Это возможно из-за того, что разные судьи трактует закон по-разному, опираясь на свой опыт, используют разные предоставленные ему ведомственные разъяснения и письма, и при этом оставаясь в «рамках» закона. А трактовка закона, в развитом, правовом государстве, должна быть всегда одна, поэтому крайне необходимо при проведении реформ, «избавиться» от большей части нормативов, разъяснений и руководящих документов и «привести» законодательную базу к единому, унифицированному виду, не допускающую двойственную трактовку. И это надо делать в первую очередь, а после приступать реформам налоговой системы. Как показывает зарубежный опыт, что без системы контроля над соответствием расходов и доходов физических лиц, невозможно решение таких вопросов, как уклонение от налогообложения как физических, так и юридических лиц, легализация «теневых» доходов. Возврат налоговым органам право контролировать расходы, позволит на порядок сократить возможные схемы минимизации и ухода от налогообложения, что опять таки приведет к увеличению поступлений денежных средств в бюджеты всех уровней.
Таким образом, еще раз укажем те выводы, которые имеют практическую значимость:
1. Оптимизировать законодательную базу РФ, убрать лишние нормативы, приказы, трактовки и разъяснительные письма. Согласовать различные ведомства относительно налогообложения;
2. Вернуть налоговым органом право контроля над расходами физических лиц;