Управление бюджетными расходами: принципы, цели, задачи.
В мировой практике исполнение бюджетов в части расходов прежде всего - элемент стратегии. Это комплекс управленческих мер, которые с помощью такого инструмента, как система бюджетов, обеспечивают повышение качества государственного управления на всех уровнях.
В рамках существующей системы управления расходами каждому распорядителю бюджетных средств выделяется определённый объём финансовых ресурсов, чётко разделённый по составу. При этом распорядитель не вправе потратить выделенные на одно направление средства на другие цели. Также распорядитель не может потратить неистраченные деньги по своему усмотрению, и они возвращаются в бюджет соответствующего уровня.
В рамках системы управления расходами бюджетов можно выделить следующие цели управления:
· повышение эффективности использования бюджетных ресурсов;
· прозрачность денежных потоков и использование средств;
· достаточность средств для достижения цели;
· выявление проблемных точек.
Цели управления определяют следующие задачи:
· переход к программно-целевому распределению средств;
· определение направлений деятельности и необходимого объёма финансовых ресурсов;
· определение критериев результативности;
· чёткое определение статей расходов, необходимых для достижения поставленных целей;
· мониторинг и оценка эффективности (результативности) распределения рас ходов.
В рамках реструктуризации бюджетной сферы предполагается провести системные преобразования, направленные на устранение следующих недостатков:
· распределение финансовых ресурсов;
· предоставление услуг неудовлетворительного качества и не в требуемых объёмах;
· низкого качества управления бюджетными учреждениями;
· непрозрачность бюджета;
· реализация функций распорядителя бюджетных средств организациями, подведомтсвенными органами исполнительной власти других уровней.
Исключить указанные недостатки в существенной мере позволяет внедрение системы управления расходами на принципах бюджетирования, ориентированного на результат (БОР), что предполагает:
· внедрение программно-целевого метода планирования в бюджетную практику.
· переход к многолетнему бюджетному планированию с установлением чётких правил изменения объёма и структуры ассигнований и повышение предсказуемости объёма ресурсов, которым управляют администраторы бюджетных средств.
· создание систем мониторинга результативности бюджетных расходов, внешнего и внутреннего аудита.
1 2