Управление бюджетными расходами: принципы, цели, задачи.
Расходы бюджета - это не просто денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и органов местного самоуправления. Это экономические отношения, возникающие в связи с нормативно-правовым регулированием и распределением денежных средств государства, предназначенных для финансирования затрат на оказание государственных услуг, и их использование по отраслевому назначению. Разумные объёмы и структура государственных расходов - это один из достаточно мощных рычагов влияния на экономику.
Права и обязанности соответствующих органов власти, связанные с реализацией этих экономических отношений, называются расходными полномочиями.
Каждый уровень власти в процессе расходования бюджетных средств в пределах своей компетенции осуществляет следующие функции:
· определяет требования к объёму, качеству и доступности общественных услуг, натуральные и финансовые нормативы, уровень и структуру расходов;
· обеспечивает собственные расходные полномочия финансовыми средствами;
· осуществляет финансирование общественных услуг.
Формирование расходов бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, - обусловленными законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением с обязанностями публично-правового образования или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Бюджетные обязательства - это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
Существуют определённые требования общеэкономического характера к определению структуры бюджетных расходов. Суть их заключается в том, чтобы каждая государственная услуга давала необходимую отдачу не только материального, но и социального характера.
В расходах бюджета находят своё выражение две стороны единого распределительного процесса: разделение бюджетного фонда на составные части, связанные с развитием материального производства, совершенствованием его отраслевой структуры, а также используемые на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы и формирование денежных средств, необходимых для оказания государственных услуг социального характера.
Формируя ту или иную структуру бюджетных расходов, Правительство РФ ориентируется на выбранные им приоритеты экономического и социального развития. Эти приоритеты формулируются в программах социально-экономического развития страны на перспективу и в ежегодных бюджетных посланиях Президента РФ Федеральному собранию РФ. Распределении же расходных полномочий по уровням бюджетной системы определяется на законодательном уровне, оно зафиксировано в БК РФ. В этом документе определены виды бюджетных расходов, которые финансируются каждым уровнем бюджетов, а также видов расходов, финансирование которых осуществляется ими совместно.
Средства бюджетов могут направляться на финансирование долгосрочных целевых программ, выходящих за пределы одного финансового года и включаемых в бюджеты последующих лет.
Для эффективного функционирования финансовой системы государственной власти особое значение имеет правильное, с наибольшей отдачей расходования, как федерального бюджета, так и бюджетов территорий. Эффективность расходной бюджетной политики в целом зависит от рационализации системы разграничения расходных полномочий по уровням бюджетной системы.
Место и роль системы управления расходами бюджетов в системе управления общественными финансами определяется двумя факторами: объём общественных расходов и теми целями и задачами, которые стоят перед органами государственной власти РФ и органами местного самоуправления. При решении указанных задач необходимо определить, какие средства на это нужны и какие расходы на эти цели соответствующий уровень власти может себе позволить.
1 2