Государственный долг и источники финансирования дефицита федерального бюджета РФ
Заключение
В настоящее время основными направлениями осуществления расходных обязательств, очевидно, является социальная политика. Много внимание уделяется повышению человеческого капитала, особенно в разрезе образования и здравоохранения. С одной стороны, социальная направленность бюджета РФ выгодная нынешнему правительству страны, так как она повышает доверие к ним среди населения. С другой же стороны, стремление к модернизации и инновациям в экономической сфере невозможно без высококвалифицированных специалистов, чья трудовая активность напрямую зависит от решения проблем в области здравоохранения. Но даже существующие расходы на человеческий капитал недостаточны для перспективного развития инновационных отраслей, все эти расходы необходимо увеличивать хотя бы в два раза и понимать, что моментального эффекта они не дадут, это вложения в будущее. Однако при сегодняшнем состоянии экономики РФ отвлечение значительных средств, которые направляются на исполнение социальных задач, не просто тормозят инновационное развитие, то еще и расшатывают устойчивость экономики страны в целом.
Проблема значительной зависимости страны от конъюнктуры сырьевого рынка остается насущной. Именно поэтому следует производить тщательную оценку всех расходных обязательств и в случае их малой эффективности или неэффективности, отказываться от таких обязательств и направлять эти средства на модернизацию социально-экономической системы страны.
Также отдельное внимание следует уделить дефициту федерального бюджета, а именно источникам его финансирования. Продолжение финансирования за счет увеличения государственного внутреннего долга может оказать негативное влияние на: стабильность курса рубля, экономическое развития РФ, благосостояние граждан. Поэтому стоит задуматься о поиске нового источника финансирования дефицита федерального бюджета.
Приложение
Основные характеристики федерального бюджета на 2011-2013 гг.
Основные показатели проекта федерального бюджета |
2010 год |
2011 год |
2012 год прогноз |
2013 год прогноз | ||||
млрд. рублей |
% ВВП |
млрд. рублей |
% ВВП |
млрд. рублей |
% ВВП |
млрд. рублей |
% ВВП | |
Доходы, всего |
7 860,9 |
17,4 |
8 844,6 |
17,6 |
9 503,5 |
17 |
10379,9 |
16,8 |
Нефтегазовые доходы |
3 737,2 |
8,3 |
4 090 |
8,1 |
4 390 |
7,9 |
4 653,2 |
7,5 |
Доходы (без учета нефтегазовых доходов) |
4 123,7 |
9,1 |
4 754,6 |
9,5 |
5 113,5 |
9,1 |
5 726,7 |
9,3 |
Расходы, всего |
10232,8 |
22,7 |
10658,6 |
21,2 |
11237,9 |
20,1 |
12175,6 |
19,7 |
Процентные расходы |
280,3 |
0,6 |
389,9 |
0,8 |
518,4 |
0,9 |
600,7 |
1 |
Непроцентные расходы |
9 952,5 |
22,1 |
10268,7 |
20,4 |
10719,5 |
19,2 |
11574.9 |
18,7 |
Условно утвержденные расходы |
419,3 |
3,7 |
798,3 |
6,6 | ||||
Дефицит/профицит |
-2 371,9 |
-5,3 |
-1 814 |
-3,6 |
-1 734,4 |
-3,1 |
-1 795,7 |
-2,9 |