Государственный долг и источники финансирования дефицита федерального бюджета РФ
Источник: www.minfin.ru
Рис.4 Соотношение внутреннего и внешнего государственного долга за 2011-2013 г. г.
Такой резкий рост привлечения заемного капитала не может не сказаться на финансовом рынке страны, в целом, учитывая, что более 90% этого капитала планируется привлечь на внутреннем рынке. Одним из возможных последствий может быть дефицит заемных средств, который неминуемо приведет к росту и без того достаточно высоких ставок по кредитам для участников реального сектора экономики, которые не имеют "выходов" к внешним источникам финансирования. Также возрастающие долги по заемным капиталам увеличивают статью расходной части федерального бюджета, отвечающую за обслуживание государственного долга, а именно за обслуживание этих кредитов почти в два раза.
За три года значительно возрастает государственный долг с 13,6% ВВП в 2011 году до 18% ВВП в начале 2014 года при параллельном увеличении долевой части объема внутреннего государственного долга на 4% (до 79%). Однако долевая нагрузка федерального бюджета остается в пределах нормы согласно международным стандартам, несмотря на рост государственного долга и в номинальном выражении. Но ситуация осложнится в конце 2013 - начале 2014 года, когда государственный долг будет превышать прогнозируемые доходы федерального бюджета на 790 млрд. рублей, а процентные расходы по государственному долгу будет соизмеримы с финансовой помощью, которая оказывается субъектам РФ.
Таблица 2. Бюджетные ассигнования на обслуживание государственного долга Российской Федерации.
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год | ||||
% к предыдущему году |
% к предыдущему году |
% к предыдущему году | |||||
Обслуживание государственного и муниципального долга |
280,3 |
389,9 |
139,1 |
518,3 |
132,9 |
606,6 |
117,0 |
% к ВВП |
0,62 |
0,77 |
0,93 |
0,98 | |||
Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации |
196,0 |
298,6 |
152,3 |
416,7 |
139,6 |
487,1 |
116,9 |
% к ВВП |
0,44 |
0,59 |
0,74 |
0,79 | |||
Обслуживание государственного внешнего долга Российской Федерации |
84,3 |
91,3 |
108,3 |
101,6 |
111,3 |
113,5 |
111,7 |
% к ВВП |
0, 19 |
0,18 |
0,18 |
0,18 |
Источник: www.minfin.ru
В связи с тем, что Правительство не собирает отказываться от выбранной политики в области покрытия дефицита федерального бюджета, одним из приоритетов долговой политики в 2011-2013 г. г. является развитие рынка государственных ценных бумаг, нацеленное на повышение их ликвидности. Основными сроками обращения государственных ценных бумаг будут 1, 2, 3, 4, 5 и 10 лет.