Обзор Германской практики построения финансовой отчетности предприятия
Предприятия и организации Германии представляют свою финансовую отчетность в соответствии с МСФО, но построению финансовой отчетности предшествует некоторая подготовительная работа, которая состоит из нескольких этапов.
Этап 1. Учету подлежат операции и события, вызывающие изменения в ресурсах или обязателъствах предприятия. Как правило хозяйственные операции сопровождаются соответствующими им первичными документами, в которых на бумаге указываются характер операции, участвующие в ней стороны, дата, сумма и т. д. Некоторые события не отражаются отдельной корреспонденцией счетов или первичным документом. Для бухгалтерской записи таких операции делается отсылка на предполагающий их контракт или другой первичный документ, на основе которого они осуществляются, в частности указывающий на первоначальиый перевод суммы, на которую начисляется процент. Первичные документы используются для далънейшей сверки ведения учета, при аудите, служат в качестве доказательства при возникновении судебного разбирательства.
Этап 2. Предназначение данного этапа состоит в отражении финансовых последствий хозяйственных операций в форме, упрощающей их дальнейшее разнесение по счетам. Поэтому именно на этом этапе используются принципы учета, определяющие измерение и отражение операций в бухгалтерских показателях, а также классификации счетов. Журнальные записи делаются с указанием дебета или кредита счетов, которые затрагивают отражаемые ими операции. Они носят временный характер, поскольку балансы соотвествующих счетов меняются не при осуществлении этих записей, а при их перенесении из журнала на счета, входящие в бухгалтерскую книгу.
Этап 3. Процесс корреспонденции счетов состоит в распределении данных журнала между отдельными счетами. При этом происходит переклассификация записей из хронологической в классификацию в соответствии с планом счетов в бухгалтерской книге предприятия. При осуществлении проводки указывается корреспонденция счетов. Это особенно важно в компьютеризированных системах, в которых не содержатся первичные документы.
Этап 4. Данный баланс включает в себя счета Главной книги в такой последователъности: активы, обязательства, капитал и временные счета. Он составляется в конце отчетного периода лишь после внесения всех журнальных записей и их корреспонденции по книгам.
Назначенне этого документа двоякое. С одной стороны он служит для сверки равенства дебетов и кредитов на конец периода; их несовпадение говорит о наличии бухгалтерской ошибки. С другой - пробный баланс является отправной точкой для дальнейшего внесения корректировочных записей и процесса составления годовой отчетности в целом.
Этап 5. Корректировочные журнальные записи, как правило, необходимы в ситуациях отсутствия или несвоевременности поступления первичного документа, указывающего на необходимость отразить событие или операцию в бухгалтерском учете. Обычно такие записи не делаются по операциям с наличными средствами, поскольку движение наличности сопровождается соответствующими первичными документами. Исключение составляет занесение записи, необходимой для приведения баланса наличных средств в соответствие с последним отчетом банка о состоянии счета клиента, поскольку в данном отчете указываются оплата оказанных банком услуг и некоторые другие параметры, не известные предприятию до его получения.
Многие хозяйственные процессы на предприятии продолжительны во времени, в то время как их отражение носит дискретный характер. Их постоянная запись дорогостояща и нецелесообразна, поэтому они отражаются в конце отчетного периода.
1 2