1. Финансовые отношения и финансовая система: сущность и структура
Особое финансовое звено образуют специальные правительственные внебюджетные фонды, имеющие определенную самостоятельность. Они отделены от государственного бюджета и управляются непосредственно центральными властями. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение - расширить социальные услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики.
Для каждой страны, исходя из особенностей ее политического и экономического устройства, присуща своя специфическая структура финансовой системы. При рассмотрении финансовой системы той или иной страны обычно выделяют два уровня: микро- и макро-уровень.
Микроуровень финансовой системы предполагает изучение деятельности финансовых институтов (организаций), закономерностей финансовых рынков и способов управления теми и другими.
Макроуровень включает в себя изучение крупномасштабных финансовых процессов таких, как, например, цели и методы проведения кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики.
Финансовая система Российской Федерации включает следующие блоки финансовых отношений:
· государственная бюджетная система;
· внебюджетные специальные фонды;
· государственный кредит;
· фонды страхования
· финансы предприятий различных форм собственности.
Первые три блока финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Финансовые отношения предприятий относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.
В 1991 году бюджетная система Российской Федерации претерпела кординальные изменения. В настоящее время государственная бюджетная система России включает три звена:
· республиканский бюджет РФ, или федеральный бюджет;
· бюджеты субъектов Федерации;
· местные бюджеты.
Все эти бюджеты функционируют автономно. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты территорий, а последние не включаются в федеральный бюджет.
Второй блок финансовой системы, - внебюджетные специальные фонды. Насчитывается более 20 внебюджетных фондов, из них 4 - социальных фонда, а остальные производственного назначения. Важнейший среди социальных фондов - Пенсионный фонд, средства которого формируются за счет страховых взносов работодателей и работающих, дотаций из федерального бюджетаи ресурсов, получаемых от собственных инвестиций фонда.
Государственный кредит представляет собой особую форму кредитных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает главным образом в качестве заемщика средств.
В условиях административно-командной системы действовала государственная монополия на страховое дело. Деятельность страховой системы была подчинена интересам государственного бюджета. Государство безвозмездно изымало из страховых фондов крупные средства для покрытия бюджетного дефицита.
Финансы предприятий различных форм собственности (государственные, муниципальные, акционерные, частные, арендные) составляют основу финансовой системы. Здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов.
В условиях рыночных отношений предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, при котором расходы предприятия должны покрываться за счет собственных доходов. Главным источником производственного и социального развития трудовых коллективов становится прибыль.
Предприятия стали свободны от мелочной опеки со стороны государства, но вместе с тем резко повысилась их ответственность за экономические и финансовые результаты работы.