Особенности финансового планирования в малом бизнесе
Вместе с тем стратегическое финансовое планирование позволяет оптимизировать финансовые результаты деятельности предприятия, повысить его ликвидность и финансовую устойчивость, эффективно управлять денежными потоками, капиталом и инвестициями. Поэтому в настоящее время, по мнению некоторых экономистов [26. С. 8], субъектам малого предпринимательства следует в первую очередь обратить внимание на направления финансовой стратегии (рис. 1.2).
Рис. 1.2 Направление финансовой стратегии малого предприятия
Проанализировав рисунок 1.2, можно говорить о том, что успешность финансового планирования на малом предприятии во многом зависит от правильного разделения направлений планирования и поддержания очередности работы с ними. Каждое из выделенных направлений является базой для последующего этапа. При последовательном планировании каждого направления предприятие сможет получить полный охват всех сфер деятельности фирмы и тем самым обеспечить предприятию наиболее целесообразную модель ведения деятельности.
В настоящее время больше возможностей осуществлять эффективное финансовое планирование имеют крупные компании. Они обладают достаточными финансовыми средствами для привлечения высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих проведение широкомасштабной плановой работы в области финансов. На предприятиях малого бизнеса, как правило, для этого нет средств, хотя потребность в финансовом планировании больше, чем у крупных. Мелкие фирмы чаще нуждаются в привлечении заемных средств для обеспечения своей хозяйственной деятельности, в то время как внешняя среда у подобных предприятий менее поддается контролю и более агрессивна, поскольку будущее небольшого предприятия более неопределенно и непредсказуемо.
На предприятиях малого бизнеса главное внимание уделяется текущему финансовому планированию, или планированию осуществления. Оно рассматривается как составная часть перспективного плана и представляет собой конкретизацию его показателей. Оно более точное, а его показатели более конкретны. Таким образом, текущее финансовое планирование на малом предприятии выглядит более доступным, чем стратегическое. Это обусловлено тем, что текущее планирование в относительных пределах может провести бухгалтер. Для текущего планирования не всегда необходимо привлекать квалифицированного специалиста со стороны, а следовательно затрат на планирование во многом удастся избежать.
На малом предприятии все функции финансового менеджера ложатся, как правило, на одного сотрудника (обычно это руководитель - хозяин данного предприятия). И именно он принимает решения по привлечению и использованию финансовых ресурсов, по установлению цены на производимую/продаваемую продукцию и распределению полученной прибыли. Как правило, этот сотрудник не имеет специального финансового, а зачастую и экономического, образования и вырабатывает политику поведения на рынке, исходя из приобретенного опыта работы в данной сфере, собственного предпринимательского чутья и факта наличия денежных средств на счете.
Но у малого предприятия при осуществлении финансового планирования есть один очень существенный плюс. При всех сложностях финансового планирования обусловленных отсутствием свободных средств на высококвалифицированных специалистов малое предприятие имеет преимущество простоты внутренней среды, что делает ее более обозримой и предсказуемой. Как следствие, результаты финансового планирования, связанного со внутренней средой предприятия, становятся более конкретными и четкими. Кроме этого, легче создать особый психологический климат, позволяющий сплотить людей вокруг интересов предприятия и его целей, а сам процесс финансового планирования может носить несколько неформальный характер.
Таким образом, все особенности финансового планирования на малом предприятии в первую очередь обусловлены его размерами, малым количеством работников и ограниченностью ресурсов.