Особенности финансового планирования в малом бизнесе
Финансовое планирование на предприятии представляется тремя видами: стратегическим, тактическим и оперативным. Каждый из которых ставит свои цели и преследует свои задачи. На малом предприятии каждое направление финансового планирования имеет место, но при этом характеризуется рядом отличительных особенностей. Это обусловлено тем, что организация деятельности малого предприятия подчинена условиям рынка, несколько отличным от условий, в которых действуют крупные компании. Так, деятельность малых предприятий имеет узкоспециализированную направленность за счет ограниченности в средствах для охвата более широкой сферы производства. В то же время узкая направленность производства дает субъектам малого предпринимательства возможность найти свою «нишу» на рынке с минимальным количеством конкурентов.
Эффективность функционирования предприятий в условиях рынка во многом зависит от выбранной стратегии их развития. Стратегическое планирование на предприятиях, по сути, разрабатывает общие пути развития предприятия и его ассортиментную политику.
Но малый бизнес при планировании ассортиментной политики, как правило, ориентируется преимущественно на узкую специализацию. Узкий подход к производимой продукции для субъектов малого предпринимательства включает в себя 2 существенных плюса: невысокую степень риска и возможность найти собственную рыночную "нишу" среди средних и крупных производителей, используя адресно-доверительные отношения с потребителями, а в случае кризисной ситуации - с меньшими издержками диверсифицировать бизнес. Определение стратегических перспектив субъектами малого бизнеса в большей степени носит интуитивный характер с ориентацией на текущую рыночную конъюнктуру, а не на собственные долгосрочные экономические интересы. Это зависит от того, что малое предпринимательство в своем развитии сталкивается с технологическими, финансово-кредитными, кадровыми проблемами. Так же сложность стратегического планирования на малых предприятиях обусловлена ограниченностью денежных средств и, как следствие, не способностью провести широкомасштабные исследования рынка. В то же время, при низкой ликвидности и доходности субъекты малого предпринимательства имеют относительно высокую степень риска, что негативно влияет на возможность финансового прогнозирования на период более 1-2 лет. В некоторых случаях цель функционирования малого предприятия напрямую зависит от целей его собственников, в которых личностно-мотивационные аспекты (самостоятельность, престижность, институт наследования и др.) могут преобладать над финансовыми (рост капитализации бизнеса и др.).
Таким образом, разработка ассортиментной политики для малого предприятия не имеет столь острой необходимости. И, как следствие, в том случае, если стратегическое планирование на малом предприятии все же проводится, оно затрагивает преимущественно производственную сферу и осуществляется эпизодически по мере необходимости ликвидации возникающих внутренних и внешних проблем. Анализ и разработка финансовых планов предпринимателями, как правило, не практикуется из-за их сложности и трудоемкости, а так же из-за недостатка высококвалифицированных кадров.
Исходя из сложившейся ситуации с определением ассортиментной политики, для малых предприятий очень важна государственная поддержка. Она может осуществляться через государственные заказы на продукцию, которую по многим обстоятельствам более выгодно производить малым предприятиям. Так же как вариант поддержки для малого бизнеса в определении ниши на рынке следует рассмотреть симбиоз малых предприятий с крупными организациями. В этом случае субъект малого предпринимательства будет осуществлять свою деятельность под заказ крупной компании, и тем самым малое предприятие избежит проблем с нереализованной продукцией, и как следствием, убытками.
Одной из наиболее перспективных сфер сотрудничества малого бизнеса с крупными предприятиями является инновационная деятельность. В настоящее время по статистическим данным, представленным Госкомстатом РФ, инновационный бизнес в общей структуре малого бизнеса России составляет всего лишь 3-4%. При этом результаты проведенного исследования - происходил опрос всех зарегистрированных представителей малого инновационного бизнеса в России - говорят о том, что только 15% предприятий могут считаться действительно инновационными. Они постоянно проводят научные исследования, охраняют интеллектуальную собственность и занимаются коммерциализацией новшеств на рынке. Остальные предприятия свою инновационную составляющую давно утратили. Медленному и трудному развитию инноваций в сфере малого бизнеса есть несколько причин. Во-первых, до сих пор не существует конкретной правовой основы инновационной деятельности. В действующих законах даже нет определения слова «инновации». Не имея четкого понятия, статистики, мониторинга, объективной оценки потенциала инновационных предприятий, говорить о развитии малого инновационного бизнеса крайне сложно. Во-вторых, развитие малого предпринимательства в инновационной сфере в России тормозит нестабильная экономическая ситуация. Но наиболее существенной причиной является недостаточная востребованность инноваций в малом бизнесе, что объясняется отсутствием мотивации у предпринимателей, ведь в данной сфере нет гарантии на получение дохода, новый разработанный товар может совершенно не заинтересовать потребителей. Для развития инновационной деятельности не хватает опытных специалистов, особенно ощутима нехватка менеджеров, которые способны продвигать товар на рынке. Малый инновационный бизнес требует вложения существенных финансовых средств, которых у предпринимателей попросту нет. Существует государственный фонд, оказывающий финансовую помощь инновационным предприятиям, но её, как показывает практика, недостаточно. В этом случае, симбиоз малого предприятия с крупной организацией принесет ощутимые плоды. Для малого предприятия будет решена проблема недостатка средств, а для крупной организации существенно снизятся риски существенных финансовых потерь, так как для деятельности малого предприятия нужны ощутимо меньшие денежные ресурсы. Таким образом, при определенной поддержке государства и правильной политике взаимодействия с крупными компаниями, малый бизнес имеет все шансы стать инновационным «двигателем» российской экономики.