Общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности
В июне 2012 года ОАО «Туполев» представило аудированные итоги финансово-экономической деятельности в 2011 году в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета.
В течение 2011 года Общество сохранило свои позиции в авиационной промышленности, как разработчик авиационной техники, обеспечило выполнение основных плановых заданий.
Общество закончило отчетный год с убытками, что обусловлено в основном следующими причинами:
неритмичным финансированием в течение года, что привело к привлечению дополнительных кредитных ресурсов по высоким ставкам;
низкая рентабельность работ по военным программам;
снижение доходов по тематике Ту-134, Ту-154 в связи с прогрессирующим уменьшением парка самолетов.
Деятельность ОАО "Туполев" в 2011 году направлена на разработку новых видов авиатехники, авторский надзор серийного производства и эксплуатации воздушных судов, конструктивные улучшения и модернизацию техники, находящейся в эксплуатации.
Сравнение прибыли и убытков за 2010-2011 представлено в табл. 1.2
Таблица 1.2 Прибыль и убытки
Наименование показателя |
2010 |
2011 |
Выручка |
1 253 995 |
967 126 |
Валовая прибыль |
85 809 |
69 470 |
Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
-48 911 |
-28 181 |
Рентабельность продукции (продаж), % |
5.1 |
7.2 |
Оборачиваемость капитала |
6.8 |
11.1 |
В отчетном периоде предприятие имело убыток, вызванный высокой кредитной нагрузкой (% по кредиту). Несмотря на полученный убыток в отчетном периоде сохраняется возможность самостоятельно финансировать оборотный капитал, привлекая для этих целей лишь краткосрочные кредиты.
За отчетный год произошло уменьшение выручки от реализации на 422.9% по сравнению с аналогичным отчетным периодом предшествующего год из-за переноса части работ на четвертый квартал 2011 года.
В 2011 году Общество привлекало кредитные и заемные ресурсы для выполнения работ по Гособоронзаказу с Министерством обороны Российской Федерации и по НИОКР с ОАО «ОАК». Фактическое поступление средств от этих организаций в 2011 году составило 60,5%.
За период 2010 - 2011 гг. наблюдался достаточно устойчивый рост объемов воздушных перевозок. Так, пассажирооборот, выполненный российскими авиакомпаниями за период 2010 -2011 гг., вырос на 30,8% и 13,4%, а количество перевезённых пассажиров - на 26,2% и 12,6% соответственно по отношению к предшествующим годам. Наряду с этим в российских авиакомпаниях продолжается сокращение парка морально устаревших самолётов отечественного производства и существенный рост парка зарубежных воздушных судов. Пополнение же парка авиакомпаний новыми российскими самолётами крайне незначительно.
По итогам 2011 года доля пассажирооборота, выполняемая самолётами «Ту», значительно снизилась и составила около 10%, а доля количества перевезённых пассажиров снизилась до 12% и наблюдаются устойчивые тенденции к дальнейшему её снижению. Причиной этому является активное пополнение парка российских авиакомпаний зарубежными самолётами, вывод из эксплуатации морально устаревших самолётов Ту-154М и Ту-134, низкие темпы пополнения парка авиакомпаний новыми самолётами семейства Ту-204.
Факторами, которые могут существенно повлиять на сбыт продукции Общества являются:
• отмена или снижение ставок таможенных пошлин и НДС на импортируемые в Российскую Федерацию новые и «старые» самолёты зарубежного производства;
• повышение уровня конкурентоспособности перспективных разработок авиационной техники марки «Ту»;
• введение мер государственной поддержки продвижения самолётов отечественного производства в авиакомпании и субсидирования лизинговых платежей и процентов по кредиту для российских авиакомпаний, приобретающих российские самолёты.