Счетная палата как орган финансового контроля
Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом.
Ее прототипом считалась утвержденная при Петре I в 1718 году Камер-коллегия. Образована была с целью заведования казенными сборами и определенными отраслями государственной деятельности, поскольку до того времени был полный беспорядок в казне.
До 1918 года в Камер-коллегии существовала должность государственного контролера, затем она была заменена на орган Центральная контрольная коллегия. В регионах же финансовый контроль бюджета осуществляли губернские учётно-контрольные коллегии.
Затем Центральная контрольная коллегия в июле 1918 году была преобразована в Народный комиссариат государственного контроля РСФСР, который через два года был переформирован в Рабоче-крестьянскую инспекцию. А в 1934 году она была упразднена и её деятельностью занимались уполномоченный Комиссии Советского Контроля СССР по РСФСР на государственном уровне, уполномоченным КСК СССР на региональном и местном уровнях. Через 6 лет воссоздали Народный Комиссариат Государственного Контроля.
В 50-90 гг. функции финансового контроля переходили ко многим органам, которые за 10 лет переименовывались несколько раз.
В 1991 году действовала должность Главного государственного инспектора РСФСР, и 10 октября уже формировалась Контрольно-Счётная Палата РСФСР, однако менее чем через полгода данный орган реорганизовали в Контрольно-бюджетный комитет при Верховном Совете РСФСР. В 1993 году на основании Конституции РФ была создана Счётная Палата РФ.
Счетная палата в своей деятельности руководствуется федеральным законодательством, исполняет поручения Совета Федерации и Государственной думы. Счетная палата в рамках своих задач обладает функциональной и организационной автономностью. Является контрольным органом Федерального Собрания, а не его структурным подразделением и не относится к законодательной, исполнительной или судебной власти формально.
На должность Председателя Счетной палаты назначает Государственная Дума, а на должность его заместителя - Совет Федерации. Состав аудиторов назначается Советом Федерации и Государственной Думой поровну.
На сегодняшний день Председателем Счетной палаты РФ является Степашин Сергей Вадимович, его заместителем - Горегляд Валерий Павлович.
Срок полномочий Председателя Счетной палаты составляет 6 лет. Постановление о назначении председателя Счетной палаты принимается большинством голосов депутатов Думы от общего числа.
В ее задачи входит:
организация и формирование контроля за исполнением в своевременном порядке доходных и расходных статей федерального бюджета, а также бюджетов федеральных внебюджетных фондов по структуре, объемам и целевому назначению;
анализ целесообразности и эффективности расходов средств федерального бюджета и использования федеральной собственности;
анализ обоснованности доходных и расходных статей проектов государственных средств и средств внебюджетных фондов;
экспертиза проектов законов и иных нормативных актов, которые предусматривают расходы федерального бюджета, или влияют на образование и исполнение бюджета и внебюджетных фондов;
оценка выявленных отклонений от нормативных показателей бюджета, формирование предложений по их устранению и совершенствованию процесса бюджетирования;
осуществление контроля над правомерностью и своевременностью движения бюджетных средств в Центральном банке, уполномоченных банках и иных финансовых и кредитных организациях;
представление на регулярной основе Совету Федерации и Государственной Думе сведений о ходе исполнения федерального бюджета и итогах по проведенным мероприятиям.
Несмотря на то, что Счетная палата сформирована парламентом и ему подотчетна, при решении своих задач она обладает организационной и функциональной автономностью. Счетная палата обеспечивает единую систему контроля над исполнением государственных средств и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.
Основными направлениями деятельности Счетной палаты являются: контрольно-ревизионная, экспертно-аналитическая и информационная.
Контрольно-ревизионная деятельность производится в следующих формах:
1 2