Взаимодействие финансов кредитной сферы и населения
Влияние денежных доходов населения на экономический рост многообразно. Одной из его форм выступает привлечение денежных доходов населения в качестве источника ресурсов финансово-кредитной сферы.
Социально-экономическая основа взаимоотношений населения с финансово-кредитной системой - объективная необходимость и потребность общества в частичном использовании денежных доходов населения в формировании бюджетных, кредитных и страховых ресурсов.
Как показал накопленный опыт, финансовые взаимоотношения населения с финансово-кредитной системой строятся как на безвозмездной, так и на эквивалентной основе. При этом одни денежные средства населения (налоги, сборы и обязательные платежи) в преобладающей части безвозвратно оказываются в собственности и распоряжении государства, другие - во временном использовании и на определенных условиях возвращаются населению.
В результате взаимоотношения населения и финансово-кредитной системы порождают разнонаправленные денежные потоки, с одной стороны, в форме обязательных платежей и сборов, депозитов, приобретения ценных бумаг, а с другой - в форме бюджетных ассигнований, дотаций, субсидий, возмещения вкладов и выплаты процентов по ним и ценным бумагам.
В каком объеме и в какой финансовой форме в настоящее время денежные доходы населения России поступают и участвуют в деятельности финансово-кредитной системы? Иными словами, каково участие денежных средств населения в бюджетной, банковской системе, в системе коммерческого страхования, а также на рынке ценных бумаг?
Для обстоятельного ответа на поставленные вопросы необходима соответствующая статистическая информация, сбор и обработка которой в настоящее время затруднены. Во-первых, определенная часть необходимой обобщенной в целом по стране информации отсутствует. Во-вторых, по значительной части денежных потоков, имеющих отношение к рассматриваемой проблеме, статистический учет, к сожалению, не налажен.
Однако имеющиеся данные, по нашему мнению, позволяют получить масштабное представление об общем состоянии участия денежных доходов населения России в деятельности ее финансово-кредитной системы.
На начальных этапах перехода к рыночной экономике некоторое время неизбежно сохранялась сложившаяся в прошлом структура в затратах на производство, источниках и организационной структуре хозяйствования, и, как следствие этого, - структура расходование денежных средств населением. По мере того как формировались, постепенно утверждались и внедрялись требования рынка, сложившиеся традиционные представления становились препятствием на пути использования денежных доходов населения в отраслях финансово-кредитной сферы и тем самым ограничивали необходимость стабилизации и эф-
По состоянию на 01.01.2012 г. общий объем накоплений населения (без учета валютных накоплений у населения и в банках) Госкомстатом России оценивается в 1035 млрд. руб., в том числе вклады на рублевых счетах в банках - 439 млрд. руб., остатки наличных денег на руках - 402 млрд. руб., в ценных бумагах - 194 млрд. руб.
Структура денежных доходов населения, направляемых в финансово-кредитную сферу, выглядит следующим образом: две трети (61,5%) приходится на долю обязательных платежей и взносов, 20,2% - на прирост банковских вкладов, примерно 18,3 % - на страховые платежи.
Решающую роль в общей массе денежных доходов населения, направляемых в финансово-кредитную сферу, играют государственные налоги, сборы и другие поступления.
Проблема налогообложения населения относится к числу наиболее важных задач, решение которых связано с совершенствованием финансовых взаимоотношений населения с финансово-кредитной системой. С нашей точки зрения, решение этой проблемы во многом зависит от уровня денежных доходов населения, структуры и плотности распределения по группам с различным среднедушевым доходом. При высокой плотности распределения по доходным группам предпочтительнее применение единой шкалы.
Однако по мере экономического развития, повышения уровня доходов и укрепления роли государственной системы контроля за уплатой налогов целесообразно постепенно осуществлять переход к прогрессивной шкале налогообложения физических лиц. Вместе с тем, экспериментальные расчеты показали, что введение единой ставки подоходного налога на доходы физических лиц не оправдывает опасения, что валовая сумма этого налога уменьшится. Вероятно, это явилось следствием того, что значительная часть доходов физических лиц стала открытой. В дальнейшем, по-видимому, следует специально уделить внимание исследованию зависимости эффективности шкалы налогообложения от различных факторов.
1 2