Цены, регулируемые государством
В случае нарушения данного закона хозяйствующие субъекты, органы исполнительной власти, должностные лица обязаны в соответствии с предписаниями Антимонопольного комитета (его территориального управления) прекратить нарушения, восстановить первоначальное положение, расторгнуть или изменить договор; возместить причиненные убытки; уплатить штраф. Виновные несут гражданско-правовую, административную либо уголовную ответственность.
К естественным монополиям относят коммерческие и некоммерческие
организации, производящие и реализующие товары (услуги), удовлетворение спроса на которые в силу технологических особенностей производства эффективно в условиях отсутствия конкуренции, а также товары, которые имеют устойчивый спрос при значительном изменении цены в силу невозможности полной замены их другими товарами. [36]
К продукции и услугам естественных монополий относятся: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; производство электроэнергии и теплоэнергии и предоставление услуг по их передаче; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов морских, речных портов и аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи.
Повышение эффективности государственного регулирования цен, устанавливаемых естественными монополиями, - одна из наиболее актуальных задач, стоящих перед руководством нашей страны. Конкурентный рынок представляет наиболее эффективную организацию экономики. Однако из-за наличия большого числа разнородных социально-экономических факторов совершенная конкуренция не является естественным состоянием рынков. Более того, функционирование ряда отраслей общественного производства на конкурентной основе невозможно или неэффективно, именно для таких отраслей характерна высокая степень монополизации.
Основными законодательным актом в части регулирования цен на продукцию и услуги естественных монополий в Азербайджанской Республике является закон «О естественных монополиях» принятый президентом Азербайджанской Республики 15 декабря 1998-го года.
Органы, регулирующие естественные монополии, принимают решение о применении методов регулирования конкретно в отношении отдельно взятого субъекта естественной монополии с учетом стимулирующей роли такого регулирования в повышении качества произведенного или реализованного товара и удовлетворении спроса на этот товар. В этом случае определяется, насколько обоснованны затраты, и учитывается следующее:
издержки производства или реализации товара, в том числе зарплата, стоимость сырья и материалов, накладные расходы;
налоги и другие платежи;
стоимость основных производственных средств, потребности в инвестиции для их воспроизводства и амортизационные отчисления;
фактическая и прогнозируемая прибыль;
соответствие качества и количества производимого или реализуемого товара спросу потребителей;
государственные дотации и другие меры государственной поддержки.
Основными задачами государственного регулирования цен продукции естественных монополий является:
• обеспечение баланса интересов потребителей (в виде доступных цен) и регулируемых предприятий (в виде финансовых результатов, привлекательных для кредиторов и инвесторов);
• определение структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей;
• стимулирование предприятий естественных монополий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций и т. д.;