Цели ценовой политики и принципы ценообразования
Ценовая политика должна способствовать закреплению тенденции экономического роста, преодолению глубочайшего кризиса, который постиг экономику Азербайджана в 1991 - 1993 гг. и отбросил ее на десятилетия назад, привел, к росту цен во многие тысячи раз, искажению ценовых пропорций, падению уровня реальных доходов населения. Необходимо было создать экономическое условия роста и обновления производства, свести к минимуму уровень инфляции. Но добиться этого простым провозглашением предельно допустимого уровня инфляции, равно как и прямыми запретами повышения цен, в рыночной экономике невозможно. Перед государственными органами стояла сложнейшая задача - использовать весь арсенал методов прямого и косвенного воздействия на агентов рынка, чтобы добиться расширения спроса, увеличения производства и продажи товаров и услуг, снижения на этой основе издержек производства и трансакционных издержек, сокращения государственных расходов, уменьшения сферы деятельности теневой экономики. Сокращение ставок налогов на доходы физических лиц и на прибыль способствует относительно более низкому уровню цен и в то же время - расширению объема спроса, росту предпринимательской активности, привлечению инвестиций.
Долгосрочной целью современной политики цен является устранение глубоких ценовых диспропорций, сложившихся за годы кризиса и бесконтрольной динамики цен в интересах монополий. Условия расширенного воспроизводства должны быть созданы для всех отраслей и во всех регионах. Это предполагает прежде всего регулирование цен отечественных монополий, подтягивание уровня цен сельскохозяйственных производителей и цены на рабочую силу (т.е. контроль за реальной заработной платой).
Амортизация основных фондов и капитализируемая прибыль должны быть достаточны для осуществления масштабных инвестиций за счет собственных средств предприятий и банковских кредитов. Необходимо также существенное увеличение затрат на поддержку стратегических и социальных инноваций и на экологические цели. Все эти задачи должны решаться перспективной политикой цен.
Стратегической целью государственной политики цен является ограничение влияния монополий (включая естественные) на цены, создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, который насыщает рынок товарами и услугами и обеспечивает занятость для миллионов работников. Для этого требуются тонкие и четкие механизмы государственного регулирования цен, достаточно прозрачные, чтобы свести к минимуму возможность коррупции и сферу действия и влияние на эти процессы теневой экономики. [6]
В фазах оживления и подъема политика цен должна содействовать
расширению спроса и производства, освоению новых и улучшенных видов товаров и услуг. В фазах кризиса и депрессии - выживанию наиболее эффективных и перспективных видов продукции и производств, поддержанию уровня реальных доходов населения. Государственным служащим нужно владеть методологией прогнозирования и анализа цикличной динамики экономики, умело использовать цены в механизме антикризисного регулирования.
В условиях ускоряющейся глобализации, открытости рыночной экономики политика цен государства должна быть использована как действенный инструмент защиты национальных интересов и обеспечения экономической безопасности с учетом правил, действующих на мировом рынке и обеспечивающих взаимовыгодность межстрановых экономических отношений.
Прежде всего задача ценовой политики это - ограничение стремления транснациональных корпораций устанавливать завышенные цены на свою продукцию на внутреннем рынке. Это - и регулирование валютного курса, который непосредственно влияет на цены экспортных и импортных товаров, и установление уровня таможенных пошлин с учетом интересов отечественных производителей, и согласование ценовой политики со странами СНГ, особенно в случае совместных выступлений на рынках третьих стран. Необходимо также проведение активной ценовой политики на мировых рынках, если имеется возможность оказывать влияние на уровни и соотношения цен.