Управление дебиторской задолженностью
Чтобы расширить сбыт, завоевать симпатии покупателей и обойти конкурентов, фирмы не требуют предоплаты или оплаты в момент поставки и допускают отсрочку платежей за товар. Средства, которые покупатели должны фирме, могли бы быть инвестированы и принести прибыль. Поэтому при принятии решений об условиях продаж фирме следует сопоставить выгоды, полученные от их расширения, и потери, связанные с отвлечением капитала.
В периоды инфляции продажи в кредит становятся невыгодными из-за роста цен на факторы производства. Рост цен увеличивает потребность в капитале, необходимом для бесперебойной деятельности фирмы. Кроме того, чем выше темп инфляции, тем более обесцененными деньгами дебиторы оплачивают товары фирмы.
Управление дебиторской задолженностью фирмы предусматривает следующие этапы:
) Анализ дебиторской задолженности в предшествующем периоде;
) Оценка потенциальной дебиторской задолженности и условий продаж на будущий период;
) Классификация покупателей по кредитоспособности и дифференциация условий продаж;
) Управление инкассацией дебиторской задолженности.
Рассмотрим перечисленные этапы управления дебиторской задолженностью.
При анализе дебиторскую задолженность распределяют в группы по срокам в днях: 0-30, 31-60, 61-90, 91-120, свыше 120 дней. Выделяют величину сомнительной и безнадежной задолженности в составе просроченной дебиторской задолженности. Определяют дополнительную прибыль от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по формуле:
, (22)
где - дополнительная прибыль от инвестирования в дебиторскую задолженность;
П - прибыль от дополнительных продаж;
З - затраты на дополнительную дебиторскую задолженность;
М - потери по безнадежным долгам.
На этапе анализа в качестве обобщающих характеристик дебиторской задолженности рассчитывают следующие показатели оборачиваемости дебиторской задолженности:
, (23)
где - средний период инкассации дебиторской задолженности (срок кредита покупателям), дн.;
ДЗ - средний остаток дебиторской задолженности;
- объем продаж за год.
, (24)
где - число оборотов дебиторской задолженности за период.
Чем продолжительнее период погашения дебиторской задолженности, тем ниже доход, генерируемый капиталом, представленным покупателям.
Анализ позволяет выявить причины и факторы замедления оборачиваемости дебиторской задолженности, установить просроченную задолженность по возрастным группам и получить оценку дополнительного ущерба или выгоды от инвестирования капитала фирмы в дебиторскую задолженность.
Следует иметь в виду, что усиление рыночной активности вызывает рост дебиторской задолженности фирм, а в периоды спадов фирмы стремятся сократить дебиторскую задолженность.
Оценку потенциальной дебиторской задолженности и условий продаж на будущий период осуществляют, когда предполагают изменить условия продажи товара.
Классификация покупателей по кредитоспособности осуществляется фирмой в соответствии со стандартами, которые включают систему показателей кредитоспособности покупателей (уровень доходов, состав имущества и др.), порядок создания информационной базы для оценки и группировки покупателей по уровню кредитоспособности, установление кредитного лимита по каждой группе покупателей.
По разработанной классификации для отдельных групп покупателей фирма может предложить дифференцированные условия продаж.
Управление инкассацией дебиторской задолженности составляет ежедневную работу менеджера по сбору денег с должников. Такое управление включает переговоры о возможности и условиях отсрочки долга, возбуждение и участие в судебных разбирательствах с несостоятельными должниками, разнообразные приемы предварительного и последующего напоминаний о необходимости погашения задолженности фирме. Такое управление предусматривает сотрудничество с банками, страховыми и факторинговыми компаниями, которые можно привлечь к участию по взысканию долгов фирмой. Данный вид управления требует от менеджера целеустремленности, такта, гибкости и твердости.