Характеристика налоговой системы Республики Беларусь
Понятие «налоговая система» является дальнейшим развитием и конкретизацией понятия «налога». Если налоги рассматриваются как финансовые отношения налогоплательщиков с бюджетом по поводу формирования централизованных фондов финансовых ресурсов и их концентрация в государственном бюджете и во внебюджетных фондах, то налоговая система развивает и конкретизирует этот процесс, определяя задачи, формы, методы и принципы.
Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин, сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с налоговым законодательством, а также совокупность норм и правил, форм и методов, определяющих правомочие и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.
Налоговая система есть единство экономических, правовых и организационных принципов, обусловливающих её самостоятельность и функционирование [1, c. 10-11].
Налоговая система Республики Беларусь начала своё формирование после провозглашения независимости республики и, в сущности, является ровесником нашего суверенного государства. Новая, ориентированная на рынок система налогообложения была введена в Республике Беларусь с начала 1992 г.
Налоговая система включает 30 стандартных платежей, при этом обычный налогоплательщик уплачивает только 5 из них: НДС, налог на прибыль, налог на недвижимость, земельный и экологический налоги. Перспективная модель налоговой системы Республики Беларуст для условий рыночной экономики, по мнению практиков, должна включать 19 обязательных платежей в бюджет (соответственно 16 республиканских и 3 местных).
Налоги, входящие в состав налоговой системы Республики Беларусь, различаются составом налогоплательщиков, объектом налогообложения, налоговой базой, размерами ставок платежей, элементами налоговых стимулов, а также порядком исчисления налогов, сроком их уплаты и предоставление деклараций.
Налоговая система Республики Беларусь представлена косвенными, смешанными и прямыми налогами и другими обязательствами. С момента создания отечественной налоговой системы и до настоящего времени косвенные налоги играют значительную роль. Активное использование в отечественной практике налогообложения этих налогов связано с необходимостью решения объективно возникающих задач по государственной поддержке отдельных отраслей и финансированию инфраструктуры, которые не могут быть решены иными средствами, кроме как за счёт централизованных в рамках бюджета финансовых ресурсов. Косвенные налоги занимают значительный удельный вес в налоговой системе Республики Беларусь. В нынешних условиях усилен кран в сторону косвенных налогов, прежде всего, за счёт удержания высоких ставок налога на добавленную стоимость, повышения акцизов. Они представлены НДС, акцизами, таможенными и другими платежами.
К смешанным платежам в бюджет относят налоги и сборы, имеющие признаки как прямых (прямой объект налогообложения, например, земля), так и косвенных (включаются в себестоимость), речь идёт о платежах в бюджет, относимых на себестоимость продукции (товаров, работ и услуг), т. е. о ресурсных и социальных платежах.
Среди прямых налогов, которые взимаются непосредственно с доходов плательщиков в Республике Беларусь, имеют место налоги на доходы (прибыль), налог на недвижимость и другие платежи в бюджет [5, c. 235-239].
Таким образом, основу налоговой системы Республики Беларусь составляют Налоговый кодекс Республики Беларусь, который упорядочивает финансовые отношения налогоплательщика и государства. В налоговой структуре Республике Беларусь основную долю доходов бюджета составляют косвенные налоги.