Сущность налогов и налогообложения
Налог - одно из основных понятий финансовой науки. Проблемы правильного понимания его природы обусловлены тем, что налог - понятие не только экономическое, но и правовое, социальное и философское.
Налогообложение, как элемент экономического строя общества, присуще всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. Развитие налогообложения осуществляется одновременно с развитием теоретических воззрений на государство, основные цели его функционирования, формы существования и методы управления обществом, и развитие самой финансовой науки [1, с. 8-9].
Налоги являются не только основной формой доходов государства, но и используются государственной властью в качестве важнейшего регулятора в экономике, политике и социальной сфере.
Необходимость налогов вытекает из функций и задач государства (политических, экономических, внешнеэкономических, оборонных, социальных и др.), выполнение которых требует средств. Кроме налогов у государства нет иных методов мобилизации средств. Для покрытия расходов оно может использовать государственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных расходов по их обслуживанию. При особых обстоятельствах государство прибегает к выпуску денег в обращение. Однако это чревато тяжелыми экономическими последствиями для страны - инфляцией. В настоящее время во всех развитых странах, на долю налогов приходится 80-90 % всех бюджетных поступлений. [4, с. 14-20].
Сущность налогов состоит в том, что они являются объективной экономической категорией, отражающей экономические отношения между государством, юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения валового внутреннего продукта в целях удовлетворения общегосударственных нужд. Они представляют собой форму отчуждения собственности у юридических и физических лиц в пользу государства на началах обязательности, безвозвратности и безвозмездности.
В Налоговом кодексе Республики Беларусь дается следующее определение налога: налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты [2, c. 25].
Налог считается установленным в случае, когда определены плательщики и элементы налогообложения.
Теоретическое определение налогов позволяет выделить следующие особенности:
1) тесная связь с государством, для которого налоги являются основным источником доходов;
2) смена формы собственности, при которой часть дохода субъекта переходит в собственность государства;
) императивность налога - прав государства устанавливать налог в одностороннем порядке, при котором субъект налога не вправе отказаться от возложенных на него обязательств внести часть своего дохода на общегосударственные нужды;
) принудительный характер платежей;
) безэквивалентное изъятие;
) денежная форма;
) законодательное оформление.
Налоги, входящие в состав налоговой системы Республики Беларусь, различаются составом плательщиков, объектом налогообложения, налоговой базой, размерами ставок платежей, элементами налоговых стимулов, а также порядком исчисления налогов, сроком их уплаты и предоставления деклараций.
В Республике Беларусь устанавливаются республиканские налоги, сборы (пошлины) и местные налоги и сборы (рисунок 2).
Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь.
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов в соответствии с Налоговым кодексом и обязательные к уплате на соответствующих территориях.