Система цен в экономике
. По условиям поставки и продажи различают следующие виды цен: цена-нетто - цена на месте купли-продажи; цена-брутто (фактурная цена) определяется с учетом условий купли-продажи.
Дифференциация цен в зависимости от того, кто: продавец или покупатель берет на себя транспортные расходы, происходит по виду «франко». Термин «франко» показывает, до какого пункта на пути продвижения товара от продавца к покупателю поставщик возмещает транспортные расходы. Например, франко-склад продавца означает, что все расходы по доставке несет покупатель, а франко-склад потребителя - все расходы оплачиваются продавцом.
Цена франко-станция отправления включает расходы по доставке продукции от предприятия-изготовителя до станции (пристани) отправления и погрузке продукции на транспортные средства.
Цена франко-станция назначения помимо вышеназванных расходов дополнительно включает расходы на перевозку продукции до станции назначения.
Если на продукцию имеются прейскуранты, то вид цены франко и порядок ее применения оговариваются в общих указаниях соответствующего прейскуранта.
Транспортный фактор учитывается во внешнеторговых ценах.
Одним из двух главных условий внешнеторгового контракта, входящих в группу обязательных условий, наряду с условиями платежа являются базисные условия поставки «Инкотермс». Они в первую очередь определяют, кто из участников сделки несет транспортные расходы, связанные с доставкой товара от продавца к покупателю.
Поскольку транспортные расходы продавца (расходы по доставке товара) автоматически входят в цену товара, то от способа их распределения зависит «наполняемость» внешнеторговой цены. [29]
Транспортные расходы продавца, составляющие наряду с собственно ценой товара (отпускной ценой товара) внешнеторговую цену, весьма разнообразны и могут составлять до 40-50% цены товара (так называемая транспортная составляющая). Эти расходы могут включать: расходы по подготовке экспортного товара к отгрузке (упаковка и маркировка, контрольный отбор проб, проверка количества и качества), оплату погрузки товара на транспортные средства внутреннего перевозчика (железная дорога, автомобильный, авиационный, водный транспорт), оплату перевозки товара от пункта отправления (склад готовой продукции завода-изготовителя) до внутренних промежуточных пунктов погрузки (терминал магистрального товара в порту (транспорта), оплату расходов по погрузке (перегрузке) товара на транспортные средства покупателя, оплату перевозки товара международным транспортом, страхование товара, хранение товара в порту, перегрузку или пере-тарку товара в пункте назначения, оплату расходов по экспортной или импортной таможенной очистке груза (таможенные сборы, налоги, пошлины и иные платежи, связанные с перемещением товара через границу) и др. Таким образом, базис поставки определяет «границу» транспортных расходов продавца, за которой эти расходы начинает нести покупатель.
Мировые цены - это цены, по которым проводятся крупные экспортные и импортные операции, достаточно полно характеризующие состояние международной торговли конкретными товарами. На практике мировые цены определяются по одним товарам (обычно - сырьевым) уровнем цен стран-экспортеров или импортеров, по другим - ценами бирж, аукционов; по готовым изделиям - обычно ценами ведущих в мире производителей, специализирующихся в изготовлении продукции данного вида. Мировыми считаются цены:
) крупных экспортных или импортных сделок, совершаемых на ведущих по данному товару рынках;
) сделок, носящих регулярный характер;
) сделок, предусматривающих платежи в свободно конвертируемой валюте. Цены основных мировых товарных рынков отражают среднемировые условия производства, реализации и потребления определенного вида товара. Это предопределяет ориентацию на них при проектировании вариантов сотрудничества предприятий с зарубежными партнерами. Мировые цены служат в качестве базовых при формировании цен на внутренних рынках многих стран.
Мировые цены отражают конъюнктуру, складывающуюся в конкретный момент в том или ином сегменте мирового товарного рынка, они зависят как от естественных колебаний спроса и предложения данного товара, так и от возможностей крупных монополистов влиять на их динамику.
На практике в качестве цен мирового рынка часто выступают экспортные цены крупных компаний - производителей и экспортеров соответствующей продукции, а также цены на рынках отдельных стран - основных производителей товаров. На мировом рынке стали и проката определяющую роль в формировании цен мирового рынка играют экспортные цены стран ЕС - ФРГ, Бельгии, Франции. Для некоторых видов сырьевых товаров (меди, олова и др.) решающую роль в формировании цен мирового рынка играют биржевые котировки.
По ряду товаров мировыми являются: на пшеницу - экспортные цены Канады; нефть - экспортные цены стран - членов ОПЕК; пиломатериалы - экспортные цены Швеции; каучук - цены Сингапурской биржи; цветные металлы - цены Лондонской биржи цветных металлов; пушнину - цены Лондонского и Санкт-Петербургского аукционов; чай - цены аукционов в Калькутте, Коломбо, Лондоне. [19]