Зарубежный опыт программно-целевого бюджетирования
efectiveness - социальная эффективность, то есть достижение определенного социального результата в расчете на единицу затрат;
eficiency - экономическая эффективность, то есть объем выпуска на единицу затрат.
Дальнейшее развитие концепций программно-целевого бюджетирования и эффективности бюджетных расходов привело к разграничению понятий прямых (outрut) и конечных (outcome) результатов деятельности министерств. Под прямым результатом обычно понимают объем предоставляемых государством товаров и услуг - «выпуск». Например, это может быть численность учащихся школ или количество проведенных кардиологических операций.
Конечными (социальными) результатами в этих случаях будут поддержание определенного уровня образованности населения и уменьшение смертности.
Достижение конечных результатов (outcomes) есть цель государственной политики, а выполнение государственными организациями работ, товаров и услуг (outputs) - ее инструмент.
-
разработка бюджета на нулевой основе - Zero-Based Budgeting ZBB (в период президента Дж. Картера).Based Budgeting (ZBB) система основывалась на установлении министерствам и ведомствам целей, которые могут быть достигнуты при разных уровнях расходов, причем для каждой цели министерства должны были предложить несколько программ ее достижения, и затраты по крайней мере по одной из программ должны были быть ниже текущего уровня. В процессе подготовки бюджетных заявок каждое министерство должно было построить иерархию целей, начиная с нижнего звена организации и до министерства/ведомства в целом, и оценить объем ресурсов, требуемый для их достижения, безотносительно к соответствующим бюджетным расходам предыдущего периода. Концептуально ZBB устанавливало самую четкую и ясную связь между бюджетными ресурсами и результатами реализации программ.
-
Закон «Об оценке результатов деятельности государственных учреждений» - Government Performance Results Act (GPRA), 1993г.определял несколько целей, из которых исходила государственная политика бюджетных расходов, и основные пути достижения этих целей:
· укрепление доверия народа к федеральному правительству;
· совершенствование процедур выработки программных целей, измерения социальной и экономической эффективности реализации программ, совершенствование отчетности об их выполнении;
· повышение социальной эффективности программ и усиление ответственности государственных органов за результаты их осуществления;
· помощь руководителям федеральных министерств в налаживании работы, ориентируясь на конечный результат;
· повышение качества законодательных решений;
· совершенствование государственного управления на федеральном уровне.
Вокруг этих целей строилась вся система планов и отчетов, служащая для взаимоувязки ресурсов и результатов. Следует также подчеркнуть, что до массового применения в федеральных министерствах новые концепции прошли проверку в пилотных министерствах. В своих основных чертах указанные цели, концепции, а также система
планов и отчетов действуют в США по сей день.
В систему планов и отчетов входят следующие документы:
1. Стратегический план (на 5 лет);
2. План работы на год (Annual Performance Plan);
3. Отчет о выполнении плана работы на год (Annual Performance Report).
3) Франция. Региональные и муниципальные органы власти должны следовать законодательно определенным стандартам представления бюджета и ведения бухгалтерского учета для всех организаций общественного сектора (ежегодность, всеобщность, разделение текущего и капитального бюджета, сбалансированность бюджета). Также действует система жесткого контроля за соответствием применяемых практик стандартам учета. Внутренний контроль осуществляется общественным бухгалтером, внешний - представителем государства на каждой территории (префектом).
Региональные и муниципальные органы власти должны ежегодно публиковать различные документы, характеризующие их деятельность, для государственного контроля. Законодательно муниципальные институты различаются по величине: муниципалитеты с населением больше 10 тысяч человек должны предоставлять 11 финансовых показателей, ежегодный финансовый отчет о деятельности всех муниципальных компаний; самые маленькие муниципалитеты должны отчитываться по 6 финансовым показателям и предоставлять характеристику долга по состоянию на конец года.
К этим показателям относятся:
· текущие расходы на душу населения;
· прямые налоговые доходы на душу населения;
· текущие доходы на душу населения;
· капитальные расходы на душу населения;
· долговая нагрузка на душу населения;
· субсидии на душу населения;
· доля расходов на зарплату и начисления на нее в структуре текущих расходов.
Эти показатели позволяют сравнивать региональные и муниципальные органы власти друг с другом для целей оценки финансового результата их деятельности.
) Великобритания. В Великобритании концепция «наибольшей ценности», разработанная Счетной комиссией, была переработана в стандарты предоставляемых общественных услуг. Она используется на национальном и на местном уровнях для каждодневного управления наиболее важными общественными услугами, а также для определения формы предоставления этих услуг. Цели и стандарты отчетности определяются ежегодно (показатели деятельности, представляющие наибольшую ценность). Посредством регулярных аудиторских проверок определяется, насколько предоставляемые общественные услуги удовлетворяют нуждам населения, насколько они экономически эффективны, соответствует ли качество определенному уровню и спросу.