Совершенствование правового положения государственных (муниципальных) учреждений
Следует отметить, что в целях приведения правового положения бюджетных и казенных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в соответствие требованиям законодательных актов, измененных настоящим Федеральным законом, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления необходимо:
) до 1 декабря 2010 года принять нормативно-правовые акты, в силу которых создаются казенные учреждения путем изменения типа бюджетных учреждений, действующих на дату принятия указанных нормативно-правовых актов. Такие нормативно-правовые акты должны содержать перечень казенных учреждений;
) до 1 января 2011 года утвердить в целях расчета субсидий подведомственным бюджетным учреждениям перечни недвижимого имущества, закрепленного за ними учредителем или приобретенного бюджетными учреждениями за счет средств, выделенных им учредителем на приобретение такого имущества;
) до 1 марта 2011 года обеспечить принятие решений об отнесении движимого имущества подведомственных бюджетных учреждений к особо ценному движимому имуществу;
) до 1 декабря 2011 года обеспечить внесение изменений в уставы подведомственных бюджетных и казенных учреждений.
Большое значение имеют также изменения, вносимые в перечень бюджетных ассигнований, устанавливаемый Бюджетным кодексом РФ. Так, к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) предлагается относить в том числе ассигнования на обеспечение выполнения функций казенных учреждений, а также ассигнования на предоставление субсидий бюджетным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) физическим и (или) юридическим лицам.
В целях эффективного использования бюджетных средств закон предусматривает внесение существенных изменений в Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в части распространения его положений на казенные и бюджетные учреждения. Так, кроме понятия «государственные и муниципальные нужды» вводится понятие «нужды бюджетных учреждений», государственные и муниципальные заказчики дополняются иными заказчиками, государственные и муниципальные контракты дополняются гражданско-правовыми договорами бюджетных учреждений.
Следует отметить, что законом предполагается распространить положения, установленные для казенных учреждений, на федеральные органы государственной власти и их территориальные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами. Также решено создать в силу закона ряд федеральных казенных учреждений путем изменения их типа (управления объединений, управления соединений и воинских частей Вооруженных Сил РФ, следственных изоляторов уголовно-испытательной системы и исправительных учреждений, исполняющих наказания, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и др.).
В связи со сложностью предлагаемых изменений в правовом положении учреждений предусматривается переходный период (с 1 января 2011 года - даты вступления Федерального закона в силу - и до 1 июля 2012 года), который позволит как бюджетным учреждениям с расширенным объемом прав, так и казенным учреждениям функционировать в прежнем правовом режиме. В частности, внебюджетные доходы казенных учреждений в бюджет не зачисляются, лицевые счета учреждений не переоткрываются, продолжат действовать ранее принятые нормативные акты.
В переходный период законом субъекта РФ, нормативно-правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления устанавливается форма финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений соответственно субъекта РФ и муниципальных бюджетных учреждений (путем предоставления субсидий в соответствии с п. 1 ст. 781 Бюджетного кодекса РФ или на основании бюджетной сметы), а также дата (не позднее 1 января 2012 года), начиная с которой осуществляется зачисление в бюджет доходов, полученных казенными учреждениями от платных услуг и иной приносящей доход деятельности, и после которой порядок использования таких доходов, установленный Федеральным законом, к указанным казенным учреждениям не применяется. По истечении переходного периода должны вступить в силу все основные нормы Закона № 83-ФЗ, касающиеся изменения правового статуса и порядка финансового обеспечения учреждений различных типов.