Правовые основы функционирования производственного предприятия
Предприятия, специализирующиеся на выпуске однородной продукции, образуют соответствующие отрасли материального производства, промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и др. Они составляют структуру отраслей, определяют их профиль и масштабы.
Кроме того, предприятия и организации формируют размер и территориальную специализацию городов, поселков, областей, краев, в которых они расположены. Обеспечение нормальных условий жизни, труда и быта населения решается совместно с органами местной власти
Следовательно, предприятия, их коллективы представляют собой главные элементы, из которых формируются одновременно и отраслевые, и территориальные комплексы, - образуются министерства, ведомства, а также края, области, города. Поэтому во всех государственных документах предприятия рассматриваются как основные звенья народнохозяйственного комплекса. Структура и порядок управления экономикой страны построены таким образом, что в них отражена деятельность практически всех основных функциональных подразделений предприятий.
Задача системы хозяйственного управления на всех уровнях - от кабинета министров до директора завода, начальника цеха, мастера - одна и та же: продуктивная работа персонала каждого предприятия, т. е. каждый работник на своем рабочем месте ежеминутно должен делать именно то, что нужно коллективу предприятия, потребителю продукции, стране.
Любое начинание государственных органов или научных, коммерческих и прочих организаций определяется наличием материальных ресурсов; любое хозяйственное или техническое решение приобретает реальную форму только на производственном предприятии, на рабочем месте заводского специалиста, служащего, рабочего. Вся предшествующая работа администрации, ученых, инженеров за пределами предприятий - это работа с различной информацией: научно-технической, экономической, социальной.
Сказанное не означает, что за пределами предприятий не нужны органы хозяйственного управления, научные и посреднические организации. Наоборот, они необходимы.
Без наличия таких органов предприятия не всегда смогли бы самостоятельно дать правильную оценку технического уровня производства; определить предпочтительные направления развития производства; сбалансировать спрос потребителей продукции с ее выпуском на предприятиях; сбалансировать собственные потребности в сырье, материалах, инструментах с возможностью их получения у поставщиков.
Не все предприятия, особенно малые, без посторонней помощи могут совершенствовать производство и улучшать качество продукции.
Речь, следовательно, идет не о том, чтобы полностью лишить государственные органы права вмешиваться во внутренние дела предприятий. Относительно государственных предприятий этого делать нельзя вообще. Имущество таких предприятий остается государственной собственностью и передается трудовым коллективам лишь в хозрасчетное пользование, а не в частное владение.
Поэтому за работой предприятий, эффективностью их деятельности устанавливается оперативный государственный контроль, осуществляемый соответствующими органами.
1 2