Экономическое содержание и основные параметры специальных налоговых режимов
Предпринимательство нуждается в государственной поддержке, предоставлении налоговых льгот, а в ряде случаев и в создании упрощенных систем налогообложения, учета и отчетности. Специальные налоговые режимы это важный элемент налоговой системы, оказывающий стимулирующее воздействие на предпринимательскую активность отдельных групп налогоплательщиков. Для выявления особенностей специального налогового режима, его места и роли в налоговой системе государства необходимо выделить наиболее характерные параметры налоговых режимов и на основании них проводить классификацию.
В России первым образцом специального налогового режима стала упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства, введенная в 1995 году, в 1999 году на территории отдельных регионов был введен единый налог на вмененный доход, с 2003 года действуют различные специальные налоговые режимы. Первые годы применения специальных налоговых режимов выявили целый ряд проблем и недостатков, требующих разработки научного обоснования этого понятия, раскрытия его экономического содержания и характеристики основных параметров.
В экономической литературе термины "система" и "режим" налогообложения рассматриваются как синонимы, но практически отсутствует понятие налоговый режим. В словаре Ожегова "система" представляет собой определенную взаимосвязь и классификацию элементов чего-либо, а термин "режим" предполагает установление порядка функционирования того или иного процесса. Применительно к налогообложению налоговая система представляет собой совокупность налогов и сборов, а налоговый режим устанавливает меры и нормы по достижению целей налоговой политики государства.
Согласно ст. 18 НК РФ специальный налоговый режим подразумевает особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени. Существующее определение не полностью отражает экономическую сущность и параметры специальных налоговых режимов.
Налоговое регулирование с помощью специального налогового режима может быть представлено в виде упрощения общей системы налогообложения и снижения налоговой нагрузки налогоплательщика. На мой взгляд в рамках специального налогового режима должен формироваться специфический порядок налогообложения, адресованный определенному кругу налогоплательщиков. Так, в российской налоговой практике существуют налоговые режимы для отдельных сфер деятельности, групп налогоплательщиков.
Установление упрощенной системы налогообложения часто относят к отдельному виду льгот. При этом следует учитывать, что упрощенный режим, снижая издержки контроля властей в одних видах деятельности, в других, напротив, создает возможности для трудно идентифицируемых способов уклонения от уплаты налогов. Поэтому важность вопроса заключается еще и в создании продуманной и рационально организованной системы, по возможности исключающей злоупотребления. В связи с этим специальный режим налогообложения должен включать ответы на следующие вопросы. Каковы критерии признания плательщика субъектом упрощенного налогообложения? Какие виды деятельности не должны подлежать упрощенному режиму? Как может налогоплательщик избежать возможных потерь от произвола или непродуманных действий властей? Какой конкретно режим налогообложения применять и какие выбрать критерии для отнесения налогоплательщика к имеющим право на данный режим? Специальный налоговый режим устанавливается в рамках общей системы налогообложения и основывается на существующих принципах налогообложения: принцип бюджетной эффективности, экономической нейтральности и простоты. К отличительным особенностям специальных налоговых режимов относятся: простота расчета налогов, сокращения числа налогов, избирательность в применении режима и налоговое благоприятствование.
1 2