Значение НДС для доходной части бюджета РФ
Налог на добавленную стоимость - один из самых молодых косвенных налогов, который взимается многократно, на каждой стадии продвижения товара к потребителю. Особенность данного налога состоит в том, что если в одном месте сделано начисление (продавцом), то в другом на эту же сумму должен быть сделан вычет (покупателем). Причем два этих действия должны происходить в одном временном отрезке. В противном случае на неопределенное время НДС превращается в налог с оборота по ставке 18 или 10%.
Следует особо отметить, что основным критерием оценки поведения налогоплательщика, претендующего на налоговый вычет НДС, является наличие непосредственной увязки права на вычет налога у покупателя с обязательным соблюдением корреспондирующей этому праву обязанности поставщика по уплате НДС в бюджет.
Корреспонденция права на вычет НДС покупателем с налоговым обязательством по начислению к уплате этого налога в бюджет продавцом представляет собой реализацию принципа «зеркальности» (симметричности) функционирования НДС. Данный принцип обеспечивает сохранение налоговых поступлений в бюджет, поскольку уменьшение суммы налогового платежа одного налогоплательщика компенсируется уплатой со стороны другого налогоплательщика. Таким образом, для получения возмещения (зачета) сумм НДС в виде налогового вычета необходимо создать источник средств в бюджете для этого возмещения. Именно в этом проявляется системная взаимосвязь в экономической природе НДС.
В действующем налоговом законодательстве нет четкого определения, что такое «налог на добавленную стоимость». Можно сформулировать, по крайней мере, три отличительные особенности НДС. Во-первых, в облагаемый оборот не включаются суммы ранее внесенного плательщиком налога (основное отличие НДС от ранее действовавшего «каскадного» налога с оборота, ставка которого применялась к валовой стоимости товара аккумулированной на всех стадиях его продвижения). Во-вторых, облагаемый оборот и налог учитываются и указываются в счетах организаций отдельно в составе цены товара. В-третьих, обложению подлежит весь оборот, но уплачивается в бюджет только часть налога, соответствующая стоимости, которая добавлена плательщиком.
НДС занимает важное место в российской экономике и налоговой системе. Посредством НДС перераспределяется 6,3% ВВП, в то время как через налог на прибыль лишь 1,1% ВВП. Экономическая природа НДС объективно предопределяет его высокий фискальный потенциал. Анализ статистических данных за весь период существования налоговой системы РФ показал, что НДС всегда лидировал в доле налоговых поступлений федерального бюджета. Вместе с тем, в отдельные годы различные факторы, в том числе динамика норм налогового законодательства оказывали влияние на некоторое понижение удельного веса НДС в общем объеме налоговых поступлений. Изменения в налоговом законодательстве, а также усиление активности налогоплательщиков в практике минимизации налоговых платежей привели к тому, что в последние годы темпы роста налоговых вычетов по НДС стали превышать темпы роста налоговых поступлений по НДС. В результате, фискальный потенциал НДС в настоящее время реализован не полностью.
На протяжении последнего десятилетия удельный вес косвенных налогов в налоговых доходах консолидированного бюджета РФ составляет более 60%. При этом одним из важнейших ключевых источников является НДС. Доля данного налога в общей сумме налоговых поступлений составляет более 45%. В условиях сложившейся структуры налоговых доходов бюджета вопрос собираемости НДС является стратегически важным для реализации экономических и социальных программ государства.
Несмотря на общее увеличение доли добавленной стоимости в ВВП, наблюдается опережающий рост сумм вычетов (возмещения) НДС по сравнению с увеличением суммы начисленного налога. Помимо того что на рост возмещения НДС влияет ряд факторов, например увеличение материальных затрат на единицу реализуемой продукции, изменение налогового законодательства, существует и другая причина - применение откровенно криминальных схем ухода от уплаты НДС. Соответственно, данный факт приводит к недополучению государством сумм налога в крупных размерах. По оценкам налоговых органов, в результате необоснованных вычетов бюджет ежегодно теряет до трети поступлений НДС, при этом рост возмещения НДС по экспортным операциям превышает рост объема экспорта.
Глава 2. Сравнение порядка исчисления НДС в России и в Японии