Эволюция НДС в России
В Российской Федерации НДС был введён с 1992 года, заменив ранее действовавший в СССР налог с оборота.
За время существования НДС в налоговой системе РФ был сформирован комплексный механизм его исчисления и уплаты. Многочисленные изменения налогового законодательства за 1992 - 2008 годы были направлены на достижение более полного соответствия данного механизма потребностям развивающейся рыночной экономики, на повышение его эффективности в целом. Однако представители государственной власти, науки и бизнес - сообщества отмечают, что сложившаяся в последние годы ситуация по сбору НДС не может быть признана удовлетворительной. При общем увеличении доли добавленной стоимости в ВВП темп роста сумм налоговых вычетов по НДС превышает темп роста начисленных к уплате сумм налога. В результате сложилась негативная тенденция устойчивого увеличения объема денежных средств, подлежащих возмещению из бюджета плательщикам НДС. При этом в основе данной тенденции лежат как объективные причины (переход российского налогового законодательства к применению при исчислении НДС по экспортно-импортным операциям принципа «страны назначения», а также наличие неизбежных «лазеек» в налоговом законодательстве, позволяющих налогоплательщикам различными легитимными способами минимизировать платежи НДС), так и субъективные (рост числа фирм-однодневок; нарастание потока различных схем по уходу от НДС, активное использование налогоплательщиками незаконных методов снижения платежей НДС, поступающих в федеральный бюджет).
Острота и недопустимость сложившейся ситуации с поступлениями НДС в бюджетную систему стали основой для появления идеи замены НДС на другой вид косвенного налога, а именно, налога с продаж. Данное предложение по изменению состава косвенных налогов в российской налоговой системе особенно активно дискутировалось в 2002 - 2007 годах и не потеряло актуальности до настоящего времени. Сторонники сохранения НДС в составе российской налоговой системы видят решение проблемы повышения собираемости НДС в поиске новых эффективных способов его администрирования. Однако в научных спорах по вопросу коренного реформирования НДС и замены его на налог с продаж к настоящему времени единая позиция не достигнута.
Следует отметить, что «Основными направлениями налоговой политики в Российской Федерации на 2008 - 2010 годы», а также «Основными направлениями налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», разработанными Минфином России и одобренными Правительством РФ, совершенствование налогового администрирования, в том числе НДС, принято в качестве главной задачи. Эффективное решение поставленных задач возможно на основе дальнейшего развития теории налогового администрирования, которая является сравнительно новым направлением в общей теории налогов. В российской экономической науке теория налогового администрирования активно формировалась в 2000 - 2007 годах, в настоящее время решены ее основные концептуальные задачи. Вместе с тем, отдельные положения данной теории нуждаются в дальнейшем развитии, в частности, необходимо разграничение понятий «налоговое администрирование» и «администрирование налогов», а также выявление содержания последнего. Дополнительной научной разработки требует проблема поиска практических мер повышения администрирования НДС, что обусловлено как сложностью механизма исчисления данного налога, так и его особым статусом в налоговой системе Российской Федерации.
Динамика законодательной ставки НДС в период 1992 - 2008 гг. подтверждает общую тенденцию в российской налоговой политике к снижению номинальной налоговой нагрузки. В 1992 г. ставка НДС составляла 28%, с 1993 по 1995 - 20%, с 2004 года она снижена до 18%. С 1992 года в Российской Федерации наряду с основной ставкой НДС (20%) была установлена пониженная ставка НДС в размере 10%. В 2007 -2008 годах активно начал дискутироваться вопрос о необходимости дальнейшего снижения ставки НДС. Лишь начавшийся мировой финансово-экономический кризис отодвинул данный вопрос на второй план
Все предложения по снижению законодательной ставки НДС сопровождались рекомендацией по отмене пониженной ставки в размере 10%, применение которой усложняет администрирование НДС, создает условия для разработки различных схем по оптимизации платежей НДС. Вместе с тем, сохранение пониженной ставки имеет важнейшее социальное значение особенно в условиях современного экономического кризиса. Кроме того, существует высокая доля неопределенности в практической реализации положительных экономических последствий от понижения ставки НДС. Негативные социальные последствия отмены 10% ставки НДС несомненны. В сложившейся экономической ситуации приоритет в решении вопроса отмены пониженной ставки НДС должен быть отдан задачам социальной политики государства.
1 2