Содержание операционного анализа
Одной из наиболее часто встречающихся в практике финансового менеджмента разновидностей финансового анализа является операционный анализ, называемый также анализом «Издержки (CoTRtTR) - Объем (Volume) - Прибыль (Profit)», или CVP-анализ. Он позволяет выявить влияние объема производства, цен, переменных и постоянных затрат на изменение финансовых результатов деятельности организации. [2] С помощью операционного анализа решается широкий спектр аналитических и управленческих задач:
планирование и оценка прибыльности производственной и коммерческой деятельности;
определение делового уровня риска;
анализ и оценка результатов начального периода функционирования новой организации и (или) прибыльности инвестиций при наращивании капитала;
разработка ассортиментной политики организации;
выбор оптимального пути выхода из кризиса и т.д.
Ключевые элементы операционного анализа - пороговые показатели деятельности организации: критический объем реализации (порог рентабельности) и запас финансовой прочности организации. Практически все они связаны с понятием маржинальной прибыли или предельного вклада.
Основные допущения операционного анализа:
1) величина выручки и затрат организации зависит только от единственного фактора - количества произведенной и реализованной продукции или оказанных услуг;
2) затраты на производство и реализацию продукции состоят из переменных и постоянных. Иногда затраты организации могут содержать и переменную и постоянную части. Это так называемые смешанные затраты (к ним чаще относят расходы на электроэнергию, содержание и эксплуатацию оборудования). Смешанные затраты могут быть дифференцированы на постоянную и переменную части одним из трех методов: минимальной и максимальной точками, графическим методом наименьших квадратов;
зависимость между объемом реализации продукции и затратами имеет линейный характер. Это допущение немного упрощает процесс выработки решений, так как не учитывает фактора неопределенности, связанного с условиями производства. В реальной жизни затраты и выручка могут изменяться в другой пропорции, и их соотношение зависит от вида производственного процесса, характерна торговой деятельности, а также множества других внутренних и внешних факторов;
1) цена продукции, переменные затраты на единицу продукции и постоянные затраты известны и не изменяются в анализируемом периоде;
2) производится либо однородная продукция, либо структура ассортимента не меняется;
) при анализе соотношения затрат, объема и прибыли временная стоимость денежных средств не учитывается.
Основная часть операционного анализа - определение точки безубыточности, соответствующей такому объему реализации, при котором выручка равна всем затратам организации, связанным с производством и реализацией продукции, а прибыль равна нулю.
Графически точка безубыточности находится в точке пересечения линий выручки и валовых (совокупных) затрат организации.
Рис. 3. Графическое определение точки безубыточности
Алгебраическим методом критическая точка производства и реализации продукции определяется тремя способами [3]:
) по количеству выпускаемой продукции:
Q =
Где Q - точка безубыточности в натуральных единицах;
FC - постоянные затраты на весь объем произведенной продукции;
p - цена за единицу продукции;
v - переменные затраты на единицу продукции (удельные);
) по выручке от продаж:
Qtr =
Где Qtr - выручка от продаж в точке безубыточности;
) в процентах от объема производства при условии полной загрузки производственных мощностей:
Q% =
Где Q% - объем выпуска продукции в критической точке, %;
Qmax - объем производства в условиях полного использования производственных мощностей.
В основе управленческих решений, связанных с формированием ассортиментной политики, продвижением продукции на рынок, повышением конкурентоспособности производимой продукции, ценообразованием и рядом других задач, лежит маржинальный подход. Для маржинальной
1 2