Источники финансирований и использования финансов коммерческих организаций и предприятий
В процессе производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) создается новая стоимость, которая определяется ценой реализованной продукции (работ, услуг). Результатом ее реализации является выручка от реализации продукции (работ,- услуг), которая поступает на расчетный счет предприятия.
Выручка от реализации продукции - это основной источник возмещения затраченных на производство продукции средств, формирования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Ее своевременное поступление обеспечивает непрерывность кругооборота средств, ритмичность и бесперебойность производственного процесса. Несвоевременное поступление выручки влечет простои в производстве, снижение прибыли, нарушение договорных обязательств, штрафные санкции.
Результат кругооборота вложенных в производство (работ, услуг) средств - возмещение затраченных средств и формирование собственных источников простого и расширенного воспроизводства: амортизационных отчислений и прибыли.
Конечный финансовый результат предпринимательской деятельности - прибыль. Прибыль
- это важнейшая экономическая категория; ей присущи три функции:
1)экономического показателя, характеризующего финансовые результаты хозяйственной деятельности организации (предприятия);
2)стимулирующей функции, проявляющейся в процессе ее распределения и использования;
3)одного из основных источников формирования финансовых ресурсов организации (предприятия), а также одного из основных источников формирования доходной части бюджетов разных уровней. Прибыль - показатель, характеризующий финансовые результаты предпринимательской деятельности, - определяется как превышение валовыми доходами организации ее валовых расходов.
На величину прибыли в производственной деятельности оказывают влияние факторы субъективные и объективные, не зависящие от деятельности хозяйствующего субъекта.
Субъективные факторы: организационно-технический уровень управления предпринимательской деятельностью, конкурентоспособность выпускаемой продукции, уровень производительности труда, затраты на производство и реализацию продукции, уровень цен на готовую продукцию.
Объективные факторы: уровень цен на потребляемые материальные и энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений, конъюнктура рынка.
При распределении прибыли (рис. 3) исходят из следующих принципов:
· первоочередного выполнения обязательств перед бюджетом;
· распределения прибыли, оставшейся в распоряжении организации (чистой прибыли), на накопление и потребление в соответствии с экономически обоснованными пропорциями. Ориентиром для установления соотношения между накоплением и потреблением должно быть состояние производственных фондов и конкурентоспособность выпускаемой продукции.
Организация самостоятельно определяет способ распределения прибыли. Оно может быть осуществлено посредством образования специальных фондов: фонда накопления, фонда потребления и резервного фонда, либо путем непосредственного распределения чистой прибыли по отдельным направлениям использования.
Фонд накопления
используется на научно-исследовательские работы, проектные, конструкторские и технологические работы, разработку и освоение новых видов продукции, технологических процессов, на финансирование затрат, связанных с техническим перевооружением и реконструкцией действующего производства, проведением природоохранных мероприятий.
Рис. 3. Схема распределения прибыли акционерного общества
Сюда же относятся расходы по погашению долгосрочных ссуд и уплате процентов по ним, уплате процентов по краткосрочным ссудам сверх сумм, относимых на себестоимость продукции, финансирование прироста оборотных средств, взносы в качестве вкладов учредителей в создание уставного капитала других организаций, перечисления вышестоящим организациям, взносы в союзы, ассоциации, концерны, в состав которых входит хозяйствующий субъект и др.