Финансовые отношения и финансовая система: сущность и структура
.
В сложных экономических ситуациях, в которых может оказаться государство, правительство прибегает к эмиссии денег для покрытия бюджетного дефицита. Такое наблюдалось в экономике России на первых этапах реформирования экономики в начале 90-х годов.
Последствия такой эмиссии перерастают в неконтролируемую инфляцию. Она подрывает стимулы долгосрочных инвестиций, ведет к "проеданию" оборотного капитала и амортизации, раскручивает спираль "цена-оплата труда", обесценивает сбережения населения. Поэтому в целях сохранения экономической и социальной стабильности правительства избегают неоправданной эмиссии денег. Для этого во многих странах в системе рыночной экономики выстраивается специальный блок-предохранитель: независимость национального эмиссионного банка (Центрального банка) от исполнительной власти. В условиях экономической неустойчивости и бюджетного дефицита он не обязан финансировать правительство. Такая стабилизационная функция Центрального банка должна быть зафиксирована в Конституции или специальном законе.
Совокупность государственных мер по оптимизации в развитии экономических и социальных условий с использованием централизованных денежных ресурсов образует финансовую политику государства.
Она не одинакова в различных национальных образованиях, но общая тенденция в ее проведении для разных государств состоит в материальном обеспечении национальных концепций по социализации жизни: использованию научных достижений, повышению производительности труда, росту качества жизни людей. В целом финансовая политика призвана осуществлять распределительные, мобилизационные и контрольные функции:
Мобилизационная
функция обеспечивает поступление средств для государственных нужд. В результате в руках государства сосредоточиваются огромные ресурсы, расходование которых может существенно повлиять на развитие общества.
Распределительнаяфункция предполагает концепцию формирования денежных средств в государстве через различные каналы поступления и их использование для выполнения государственных целей и функций. В некоторых странах эту функцию выполняет государственное казначейство через свои региональные органы.
Контрольнаяфункция проявляется в проведении контролирующих мер за процессом формирования и использования денежных средств в различных структурных звеньях экономики. Осуществляют ее налоговые инспекции и налоговая полиция, государственные казначейства, Центральный банк и другие органы.
К числу финансовых учреждений можно отнести Министерство финансов с его подразделениями, государственное казначейство, Государственную налоговую службу и финансовые службы предприятий. Каждая из этих служб, работая самостоятельно, выполняет общую задачу обеспечения консолидированного бюджета.
Возникшие финансовые отношения в сфере материального производства составляют основу всех финансов страны. Прочность финансовой системы в материальном производстве определяет прочность всей финансовой системы, в том числе стабильность работы непроизводственной сферы. Данная сфера на основе бюджетного финансирования в основном связана с социально-бытовым обслуживанием: жилищно-коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт, ряд других отраслей непроизводственной деятельности, здравоохранение, образование, культура.
Финансы предприятий сферы материального производства всех форм собственности, финансы предприятий, учреждений и организаций непроизводственной сферы составляют единую взаимосвязь финансовой системы и характеризуют экономический потенциал региона. Для определения его ежегодно составляют сводный финансовый баланс, который отражает взаимосвязь формирования, распределения и использования всех финансовых ресурсов территорий.