«Порог рентабельности»: экономический смысл, расчет и применение показателя в практике финансовой работы.
«Порог рентабельности» (или, другими словами, «точка безубыточности») характеризует тот минимальный объем продаж, либо минимальное количество выпускаемой продукции, при котором будет достигнута безубыточность организации. (Затраты покрыты, прибыль еще равна нулю, но уже нет убытка).
Значение термина «порог рентабельности» объясняется следующим: при этом объеме продаж рентабельность продаж = 0 (так как прибыль =0), а как только объем продаж превысит указанный минимум - значение рентабельности начнет превышать нулевую отметку и возрастать.
Для определения порога рентабельности необходимо все затраты организации разбить на две группы: переменные и постоянные. Постоянные затраты вместе с прибылью составляют маржинальный доход организации.
Для организаций, выпускающих однородную продукцию или один вид услуг (особенно характерно для малого бизнеса), расчет порога рентабельности можно провести в натуральном выражении, как отношение суммы постоянных затрат организации за весь плановый период к разнице между ценой единицы изделия (либо стоимости услуги) и суммой переменных затрат на единицу изделия (формула 12):
, (12)
где ТБшт. - парог рентабельности (точка безубыточности) в натуральном выражении;
Зпост. - суммарная величина постоянных затрат организации;
Ц1ед. - цена одной единицы продукции, товара, работы, услуги;
Зперем.1ед. -величина переменных затрат организации на единицу продукции, товара, работы, услуги.
Полученное значение характеризует то минимальное количество продукции (или услуг) в натуральных единицах, которое необходимо произвести организации в течение планового периода, чтобы окупить затраты.
Поскольку, как правило, организация выпускает различные виды продукции или оказывает разные виды услуг, то порог рентабельности лучше определять по общему объему продаж - как отношение суммы постоянных затрат, умноженных на выручку от реализации (нетто) и деленных на разницу между выручкой от реализации (нетто) и себестоимостью реализованной продукции в части переменных затрат. Термины применяются в соответствии с формой № 2 «Отчет о прибылях и убытках» (формула 13):
, (13)
где ТБруб. - парог рентабельности (точка безубыточности) в денежном выражении;
Зпост. - суммарная величина постоянных затрат организации;
В - выручка от реализации продукции, товара, работы, услуги;
Зперем. - суммарная величина переменных затрат организации.
Расчет порога рентабельности широко применяется при разработках бизнес-планов и для оперативной оценки эффективности финансово-хозяйственных операций при принятии решений по финансовому менеджменту. После определения порога рентабельности можно проанализировать уровень финансовой устойчивости организации, рассчитав запас финансовой прочности. Он определяется как разница между выручкой от реализации (нетто) и порогом рентабельности (точкой безубыточности) в денежном выражении.
Тема 17. Оборотные средства организации
Цель: студенты знают структуру оборотных активов организации и источники их формирования, методику оценки ликвидности и деловую активность организаций.