Роль финансов в развитии международных экономических отношений
Международный интеграционный процесс приводит к созданию различных видов региональных интеграционных объединений государств с различной степенью экономической взаимозависимости и взаимопроникновения национальных экономик:
зона свободной торговли - простейшая форма экономической интеграции, которую отличает отсутствие таможенных барьеров во взаимной торговле;
таможенный союз - предполагает создание единого таможенного пространства с единым таможенным тарифом по отношению к третьим странам;
общий рынок - более сложное объединение, предусматривает единое экономическое пространство для движения товаров и перемещения рабочей силы, услуг и капитала, а также - ведение согласованной экономической политики;
экономический союз - наиболее сложная форма экономической интеграции, ей свойственны проведение единой экономической и валютно - финансовой политики, координация в разработке национальных налоговых, антиинфляционных, валютных и прочих мер;
политический союз - высшая степень интеграции, на которой единое экономическое пространство превращается в целостное экономическое и политическое образование.
Примером региональной интеграции является Европейский Союз (ЕС). Это образование имеет общее экономическое пространство, свой бюджет и налоговые отношения.
Налоговая система ЕС представляет собой совокупность обязательных платежей налогового характера, взимаемых в общий бюджет. Основные налоги:
сельскохозяйственные налоги, взимаемые в ЕС;
таможенные пошлины, взимаемые на внешних границах ЕС;
процентные отчисления от НДС, собираемых государствами-членами ЕС;
подоходный налог с физических лиц, работающих в аппарате ЕС.
Финансовые ресурсы бюджета ЕС используются на административные нужды различных институтов объединения; определенная часть расходов направляется в специальные фонды: ориентации и развития сельского хозяйства, социальный и региональный. За счет средств бюджета ЕС финансируются программы в области исследований, технологии, культуры, энергетики, промышленности, транспорта, охраны окружающей среды.
В Европейском союзе уровни экономического и социального развития государств-членов существенно различаются, что определяется расхождением в уровнях доходов в регионах и проблемами масштабной безработицы. Поэтому актуальным является добиваться финансового равновесия между регионами с высоким уровнем развития и отстающими.
На постсоветском пространстве усилиями новых независимых государств сформировано множество региональных экономических группировок, имеющих свои цели и приоритеты развития. Механизм создания интегрированных финансов и финансовых потоков может быть представлен на примере совместного бюджета Союза Беларуси и России. Он был впервые сформирован в 1998 году за счет отчислений стран - участниц. В бюджете около 90 % средств предусматривается направлять на финансирование совместных программ, проектов и мероприятий в областях таможенного, военного, научно - технического сотрудничества, создания единого информационного пространства, охраны окружающей среды и т.п.
Тема 13. Сущность финансов организаций реального сектора экономики
Цель: студенты знают сущность, принципы организации и механизм функционирования финансов организаций, содержание работ по финансовому менеджменту.