Бюджетный дефицит и методы его регулирования
Если в бюджете доходы равны расходам, то бюджет называют сбалансированным. В реальности расходы могут быть больше доходов, тогда это бюджетный дефицит, либо доходы больше расходов - профицит. Во многих государствах чаще всего бывает дефицит бюджета. Основные причины дефицита:
. Спад общественного производства.
. Завышенные расходы на социальные программы.
. Завышение расходов на оборону.
. Рост теневого сектора экономики и т. д.
Бюджетный дефицит сам по себе не обязательно свидетельствует о чрезвычайном положении экономики. Всё зависит от реальных причин его возникновения. Если финансовые ресурсы, составляющие бюджетный дефицит, направлены на развитие экономики, на финансирование приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и налогов с излишком перекроет затраты. Кроме этого, вследствие вложения денег в крупные государственные проекты обычно возникают новые рабочие места. Таким образом, бюджетный дефицит порождает оживление в экономике. Если же правительство не имеет чёткой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускается с целью залатать финансовые дыры, тогда дефицит неизбежно порождает отрицательные моменты в экономике - рост безработицы, инфляцию и т. п. Самая главная опасность в том, что постоянный и увеличивающийся дефицит бюджета ведёт к увеличению государственного долга.
В Республике Беларусь последние годы бюджет формируется с дефицитом. В «Законе о бюджете» указываются источники финансирования дефицита бюджета:
1. Внутреннее финансирование.
- источники, получаемые от Национального банка Республики Беларусь (эмиссия);
- источники, получаемые от банков, юридических и физических лиц (выпуск и размещение облигаций и иных ценных бумаг);
поступления от реализации принадлежащего государству имущества;
заёмные средства, привлекаемые из целевых бюджетных фондов.
. Внешнее финансирование - кредиты международных организаций и кредиты правительств международных государств.
Внешние кредиты предоставляются Международным валютным фондом, Международным банком реконструкции и развития Европейским банком реконструкции и развития, а также правительствами разных государств. С привлечением средств для финансирования дефицита бюджета связано образование государственного долга. «Законом о госбюджете» объёмы государственного долга ограничиваются. Так, в 2012 году по внутреннему долгу лимит составляет 34 трлн. рублей, а по внешнему долгу установлен лимит в пределах 14,3 млрд. долларов США.
Тема 10. Налоги в системе финансовых отношений
Цель: студенты знают сущность, функции и классификацию налогов, существующую систему налогообложения в Республики Беларусь.