Состав доходной и расходной частей бюджета
Доходы республиканского бюджета Республики Беларусь поступают по двум основным направлениям:
. Налоговые доходы. Сюда включены:
налог на прибыль;
налог на добавленную стоимость;
акцизы;
экологический налог;
таможенные сборы и пошлины;
прочие налоги, сборы, платежи.
. Неналоговые доходы. К ним относятся:
доходы от использования государственного имущества (проценты за пользование денежными средствами бюджетов; дивиденды по акциям и доходы от вкладов государства в уставные фонды предприятий);
доходы от предпринимательской деятельности государства (от сдачи в аренду земельных участков и госимущества, административные сборы и госпошлины и т.п.)
административные штрафы и экономические санкции.
Особенностью госбюджетов последних лет является присоединение к доходной части средств Фонда социальной защиты населения, доля которых составляет около 30 % всех поступлений.
Подавляющая часть доходной части бюджета Республики Беларусь формируется за счет налоговых поступлений, однако в последние годы наметилась тенденция сокращения доли налоговых и увеличения неналоговых доходов. Причина в том, что общая налоговая нагрузка на экономику Республики Беларусь и так слишком высока и резервы увеличения доходной части за счет налогов исчерпаны.
Расходы республиканского бюджета Республики Беларусь в «Законе о бюджете» обычно представлены по двум классификациям: функциональной и отраслевой (в разрезе министерств и ведомств).
Наибольший интерес представляет функциональная классификация, которая предусматривает следующие направления государственных расходов:
1) государственное управление (содержание законодательной, исполнительной власти, международная деятельность, государственные резервные фонды и т.п.);
2) национальная оборона и правоохранительная деятельность;
) национальная экономика (финансирование отдельных отраслей и предприятий);
) охрана окружающей среды;
) жилищно-коммунальное хозяйство;
) здравоохранение;
) физкультура и спорт;
) культура;
) образование;
) социальная политика.
Особое внимание в условиях развития рыночных отношений уделяется социальной защите незащищенных слоев населения. Бюджет Республики Беларусь последние несколько лет называют «социально ориентированным». Это выражается в дополнительных расходах государства на мероприятия по повышению уровня минимальной заработной платы, увеличению пособий и различного рода компенсаций. Вместе с тем развитие рыночных отношений в непроизводственной сфере и ограниченные возможности бюджета в условиях бюджетного дефицита требуют привлечения внебюджетных источников для финансирования социально-культурных учреждений на основе расширения сферы платных услуг.
Постепенно сокращается поддержка различных отраслей экономики, однако невозможно полностью отказаться от бюджетного финансирования, так как проблемы стабилизации экономики и поддержки предпринимательства требуют финансовой помощи государства. Ресурсы бюджета должны направляться в приоритетные отрасли экономики через льготные кредиты, бюджетные ссуды и прямое инвестирование, что обеспечит реализацию важнейших государственных программ и повышение эффективности общественного производства.