Бюджетное устройство и бюджетная система государства
Бюджетная система - это основанная на государственном устройстве страны и правовых нормах бюджете страны совокупность бюджетов отдельных административно-территориальных образований.
В разных государствах бюджетное устройство разное и зависит оно от государственного устройства, в основном выделяют два типа государственного устройства:
) Двухуровневый тип - в унитарных государствах (Япония, Италия, Англия, Польша, Республика Беларусь). Ему соответствует двухуровневое бюджетное устройство:
а) Госбюджет;
б) Местные бюджеты.
) Трёхуровневый тип - присущ федеративным государствам (Россия, США, Канада, Германия). Ему соответствует трёхуровневая бюджетная структура:
а) Федеральный бюджет;
б) Бюджеты субъектов федерации;
в) Местные бюджеты.
Бюджетная система Республики Беларусь включает:
) Республиканский бюджет;
) Местные бюджеты:
а) Областного уровня (областные города)
б) Базового уровня (районные, городские городов областного подчинения);
в) Первичного уровня (сельские, поселковые, городские городов районного подчинения).
Консолидированный бюджет - это совокупность бюджета соответствующего административного уровня и нижестоящих к этому уровню бюджетов. Например: консолидированный республиканский бюджет это сам республиканский бюджет + бюджеты областей и города Минска (приравнен к областному).
Принципы построения бюджетной системы
) Единство бюджетной системы:
Бюджетная система строится на основании единой финансовой политики, единых законов, единых формах бюджетной документации и отчётности, на основании единой бюджетной классификации. Бюджетная классификация - это систематизированная группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета с присвоением кодов. Она обеспечивает сопоставимость показателей бюджета, необходимую для объединения бюджетов разных уровней, анализа выполнения бюджета, а также даёт возможность использовать компьютерные технологии.
) Самостоятельность бюджетов:
Республиканские и местные бюджеты всех уровней обеспечиваются каждый своими доходами и правом их распределения. Каждый уровень власти самостоятельно разрабатывает свой бюджет, утверждает и исполняет его. В законодательстве чётко оговорены права местных бюджетов в формировании доходной части и использовании средств бюджета на свои цели. Например: Закон о бюджете устанавливает перечень местных налогов и ограничивает верхний уровень ставок, а местные органы власти выбирают из этого перечня те налоги, которые они устанавливают на своей территории (в рамках установленных пределов тарифов).
) Реальность бюджета - означает, что показатели бюджета должны рассчитываться с учётом обоснованных норм и быть реальными для выполнения.
)Полнота бюджетов - бюджеты должны содержать все необходимые источники доходов и расходов.
) Гласность - реализуется через принятие законов и постановлений по бюджетам и публикацию в печати. Проекты бюджетов обсуждаются в органах государственного управления, комиссиях, широко обсуждаются в средствах массовой информации.