Виды и органы финансового контроля
Органы финансового контроля РБ и их функции.
Государственный контроль осуществляют органы государственной власти и управления и административные органы. Он, в свою очередь, подразделяется на:
. Общегосударственный.
2. Ведомственный:
1) внутриведомственный;
2) внутрихозяйственный.
Органы общегосударственного контроля:
Комитет государственного контроля. Это - высший орган финансово-экономического контроля республики; его основные функции:
· контроль за исполнением республиканского бюджета;
· за использованием госсобственности;
· за исполнением Актов Президента, Правительства;
· за исполнением государственных законодательных актов, регулирующих хозяйственные, налоговые отношения;
· за расходованием средств бюджета, выделяемых на государственные социально-экономические программы;
· за использованием государственных кредитов и валютных ресурсов и т.п.
Министерство финансов. Осуществляет непосредственное руководство финансовой системой государства. Его основные функции, как контрольного органа:
· контроль полноты и своевременности поступления средств в бюджет;
· контроль за целевым использованием бюджетных средств;
· контроль за соблюдением финансовой дисциплины на предприятиях; за состоянием бухгалтерского учета и отчетности; за выполнением предприятиями финансовых планов. В системе Министерства финансов существует Контрольно-ревизионное управление, которое имеет своих представителей во всех министерствах и ведомствах и осуществляет указанную работу.
Министерство по налогам и сборам. Осуществляет регулирование и управление в сфере налогообложения. Обеспечивает контроль:
· за соблюдением законодательства о налогах;
· за правильным и своевременном исчислении и внесении налогов в бюджет и т. п.
Главное государственное казначейство РБ. Осуществляет оперативный контроль за исполнением доходной и расходованием по целевому назначению расходной частей бюджета.
Государственный таможенный комитет. Ведет борьбу с таможенными правонарушениями.
Кроме перечисленных основных контрольных органов, контрольные функции также присущи Национальному банку, Министерствам экономики и статистики, органам специализированного контроля (различные инспекции - Госавтоинспекция, пожарная инспекция, санитарная инспекция и др.), а также административным органам - Верховный суд, хозяйственные суды.
Все перечисленные органы имеют право, в пределах своей компетенции, проводить проверки, ревизии и другие контрольные операции на предприятиях. Пределы их компетенции, права и обязанности контрольных органов и проверяемых предприятий регламентированы соответствующими нормативными правовыми актами.
При таком обилии контрольных служб и ведомств естественно возникает необходимость упорядочить их деятельность. Эту функцию осуществляет Совет по координации контрольной деятельности, который создается Президентом Республики Беларусь и призван планировать контрольную работу, координировать работу контрольных органов, анализировать результаты контрольной деятельности, способствовать повышению ее эффективности, готовить и повышать квалификацию сотрудников контролирующих органов, рассматривать жалобы субъектов предпринимательской деятельности о необоснованном назначении проверок, вносить в установленном порядке предложения о совершенствовании законодательства, и т.п. Возглавляет Совет Председатель, которым по должности обычно является Председатель Комитета госконтроля.
Органы ведомственного контроля.
Внутриведомственный контроль за производственной и финансово-хозяйственной деятельностью предприятий осуществляется вышестоящими органами управления. Обычно - это контрольно-ревизионные подразделения соответствующих министерств и ведомств. По определению, такой контроль присущ предприятиям государственной и условно-государственной формы собственности (с долей государства в уставном фонде).
Внутрихозяйственный контроль на предприятиях проводится ревизионными службами (обычно устав обязывает создавать такие службы на предприятиях коллективной формы собственности (ОАО, ЗАО)), а также бухгалтерией и финансовыми работниками.
Аудит - форма независимого финансового контроля. Проводится аудиторами - физическими лицами и аудиторскими организациями, получившими в Минфине лицензию. Это проверки хозяйственно-финансовой деятельности по приглашению и за счет предприятия, в результате которых выявляются нарушения и недостатки финансовой работы, даются рекомендации по их устранению. Задача аудита - не сбор негативных фактов с целью наказания виновных, а консультации по устранению выявленных недостатков. В этом состоит принципиальное отличие аудиторской проверки от ревизии государственных контрольных органов.
1 2